№ 5 (354) февраль 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Концепция этического кодекса молодого гражданина

1. Цель разработки Общероссийского кодекса этики молодого гражданина России (далее — Кодекс этики, Кодекс) — создание благоприятных условий для реализации молодежью традиционных духовно-нравственных ценностей народов России и решения молодежных проблем с морально-нравственных позиций.

Необходимость разработки Кодекса этики сегодня продиктована самой жизнью. В президентском Послании Федеральному Собранию немалое внимание уделено проблемам нравственности и морали, среди которых отмечены пренебрежение нормами закона и нравственности; демографическая проблема; пристрастие молодых людей к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам; неуставные отношения в армии; конфликты на этнической почве, к которым добавляется межконфессиональное противостояние. При этом особо подчеркивается, что одних административных мер для кардинального исправления положения сейчас недостаточно. В этой связи в качестве одних из самых важных перспективных проектов реформирования выделены укрепление семьи и укрепление общего гуманитарного пространства.

2. Возможный комплекс отношений, являющихся предметом Кодекса этики, включает в себя:

— отношения молодежи в семье своих родителей и отношения молодежи по созданию своей собственной молодой семьи;

— отношения молодежи и старшего поколения;

— отношения внутри самой молодежи;

— отношения молодежи и младшего поколения (детей и подростков);

— отношения молодежи и государства, в том числе правоохранительных органов;

— отношения молодежи и армии;

— отношения молодежи и системы образования;

— отношения молодежи в рамках трудовой и предпринимательской деятельности;

— межэтнические и межконфессиональные отношения молодежи.

3. Принципы (основы) разработки Кодекса этики.

3.1. Разработка Кодекса этики основывается на утверждении самоценности личности молодого человека, несводимости ее общественной оценки только к способности личности производить услуги и возможности их потреблять. При этом недопустимы крайности как тотального подчинения интересов личности интересам общества (за исключением чрезвычайных и военных ситуаций), так и подчинения интересов всего общества частным интересам отдельных личностей или их небольших групп.

Кодекс этики призван создать гармоничную систему, совершенствующую общественные отношения в направлении полноценной реализации как отдельной личности, так и различных социальных групп через их взаимное служение и уважение друг к другу.

Кодекс этики должен стать документом, с одной стороны, подлинно выражающим интересы и чаяния молодежи России, а с другой стороны, задающим ориентиры нравственно верной реализации молодежи в личной и общественной жизни.

3.2. Источником разработки нравственных норм и правил должны стать лучшие образцы нравственности,  явленные в истории, традиции и культуре России, а также ее лучшие проявления, выкристаллизовавшиеся в культурах народов мира.

История нашего Отечества содержит великое множество примеров личностей, являющих собою нравственные образцы служения государству, народу и ближнему. Это и приумножение (собирание) Отчизны и мудрое ею управление.  Это и ее самоотверженная защита преданными правителями, полководцами, солдатами России. Это и просвещение, образование, воспитание. Это и самопожертвенное служение своему ближнему. Это и бескорыстное, подвижническое, жертвенное служение простому народу, его наставничество и окормление. И, что самое главное, это тысячи и миллионы простых людей — наших соотечественников, живших в различные исторические эпохи, и своим каждодневным, часто  незаметным, внутренним трудом создававшие ту невидимую ткань нашей жизни, которая позволяет нашей молодежи, вглядываясь в глубину многовековой истории, достойно сказать: «Мы    дети, сыны и дочери своего Отечества».

Явление в России личностей, которые принесли в мир самые лучшие и подлинные образцы, вершины духовно-нравственной жизни, было бы невозможным без этой внутренней и напряженной нравственной работы, которую проделали наши предки — миллионы простых россиян.

Эта многовековая ежедневная работа, прежде всего, состояла в тщательном воспитании и непоказном возделывании в самих себе и в своих детях идеалов любви, добра, благородства, прощения, стремления к защите своего Отечества, народа, ближнего, готовности пожертвовать своей жизнью ради их блага, неприятия насилия как средства возвышения сильного над слабым, лжи и фальши.

В результате в жизни народа был достигнут тот качественный уровень, который всегда позволял и сейчас позволяет говорить о том, что российский народ по самой своей природе является носителем подлинных духовно-нравственных ценностей, таких как патриотизм, любовь к ближнему, стремление прийти на помощь, жертвенность, порядочность, храбрость, терпеливость и открытость.

Эта природа российского народа и ранее порождала из своих недр величайшие примеры реализации указанных ценностей, и сейчас может служить основой правильной ориентации молодежи на внутренне целостную, гармоничную и ответственную перед обществом жизнь и соответствующее ей самоопределение.

Кодекс этики должен содействовать молодежи — будущему России — в формировании гражданской позиции, основанной на самоидентификации, сохранении и, что самое главное, творческом приумножении своего самобытного культурно-исторического облика.

Именно таким будущим Россия способна обогатить сокровищницу мировой нравственности и культуры, именно в этом основа принадлежащего ей самой полноценного будущего.

3.3. Центральным звеном (ядром) разработки Кодекса этики должны стать этические нормы и правила поведения молодежи в семье, создания молодыми людьми крепких семейных отношений.

Семья является первичной основой формирования нормальной нравственности, самым естественным и потому надежным институтом живой связи поколений, передачи традиций, репродуцирования ценностей. Именно семья выделена Президентом Российской Федерации в качестве главного приоритета в жизни государства, общества и отдельного человека. Молодой человек, не впитавший в себя нормальные нравственные отношения в семье, не научившийся им, имеет крайне низкие шансы быть нравственным за ее пределами. И наоборот, усвоенные нравственные семейные ценности — верная основа их возможного распространения на остальной спектр общественных отношений. Именно в семье, как ни в какой другой части нашей жизни, возможно широкое формирование таких базисных нравственных ценностей, как честное отношение к браку — прагматичного залога неодиночества; любовь и глубокое уважение супругов; взаимное служение членов семьи друг другу; непотребительское отношение к человеку; взаимопомощь и взаимовыручка; осознание противоестественности одиночества и отчужденного состояния для человека; естественность заботы родителей о маленьких детях и выросших детей — о своих престарелых родителях.

Без этих привитых в семье ценностей создаются прямые угрозы распада конкретной личности, порождения одиночества, утраты связи поколений, а значит, и лишения традиций, постепенного не только культурно-исторического, но и физического вырождения народа, дальнейшего обострения демографического кризиса. Как отметил Президент, «никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране… Академик Д.С. Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу».

В силу данных обстоятельств при разработке Кодекса этики этика семейных отношений молодежи рассматривается как его первичная основа и проекция этики иных форм общественных отношений.

Публикуется в сокращении

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008