Богу противны разделения, но путь диалога будет трудным
Мне кажется, что в основе противоположных мнений по вопросу диалога и объединения Старообрядчества и Русской Православной Церкви лежат две совершенно различные точки зрения, с которых рассматривается Русская Православная Церковь.
Для кого-то Русская Православная Церковь - это все та же Церковь 1666 года, преследующая всех, кто не принял "никоновские новины"; Церковь, благословившая императрицу Софью на издание в 1685 году указа, повелевавшего староверов после трех допросов жечь в срубе и пепел развевать.
Для сторонников диалога и последующего объединения - это Церковь, с которой у нас, по словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, одна вера, одна система ценностей и одно равно любимое Отечество; Церковь, которая называет нас братьями, естественными соработниками и ближайшими союзниками.
Путь диалога, сближения и последующего единства очень труден. И он не будет безоблачным. Ибо противников следования по нему хватает как с одной, так и с другой стороны.
От старообрядцев он потребует:
- смирения, ибо мы, вслед за протопопом Аввакумом и Андреем Денисовым, должны понять, что не являемся "последними остальцами благочестия";
- терпения, ибо нас будут обвинять свои же единоверные братья в "предательстве веры отцов";
- любви к тем, кто нас не понимает.
Если не поймут сегодня они, то поймут завтра их дети и внуки.
Движение по этому пути уже началось. Инициатором его стала Русская Православная Церковь. И если со стороны старообрядцев это движение вначале велось, в основном, на уровне отдельных представителей центральных органов и общин, то сегодня, после избрания Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Андриана, можно вести речь о взаимном движении навстречу Церквей.
Уверенность в том, что начавшийся диалог между Русской Православной и Русской Православной Старообрядческой Церквями будет успешным, придают последние практические шаги и высказывания митрополита Андриана и, прежде всего, готовность главы РПСЦ сделать "все отличия и несогласия... предметом серьезного богословского изучения в соответствующих церковных комиссиях". Это позволило бы развеять некоторые заблуждения догматического и канонического характера, на которые ссылаются противники единения.
Владыка Андриан считает, что "на сегодняшний момент актуально лишь развитие диалога и нормальных добрососедских отношений" и что пока "вопрос об объединении староверов и новообрядцев ставить преждевременно". Но это означает, что Предстоятель крупнейшей на сегодняшний день Старообрядческой Церкви не отрицает возможность постановки этого вопроса в будущем.
Трудно не согласиться с мыслью митрополита Андриана, высказанной им в недавнем интервью пермской газете "Звезда", что создание в местах компактного проживания старообрядцев приходов по типу единоверческих "затруднит установление добрых отношений" между Русской Православной и Русской Православной Старообрядческой Церквями. Поэтому я думаю (и практика нашей общины подтверждает это), что основным контингентом формирования православных старообрядческих общин в лоне Русской Православной Церкви будут старообрядцы "беспоповских" согласий.
Но почему бы не согласиться и с другой мыслью митрополита Андриана: что "если там будут восстанавливаться не только внешние признаки старообрядчества... но и древние правила Вселенских Соборов, духовные традиции святых отцов, выборность священства, церковная соборность, - в таком случае это движение можно только приветствовать".
Безусловно, искреннее покаяние Русской Православной Церкви пролилось бы елеем на рану раскола и ускорило бы процессы диалога, сближения и единения, но "будем не Богу только говорить: "Не помяни согрешений наших", но и самому себе пусть каждый говорит: "Да не помянем согрешений братий наших против нас"" (свт. Иоанн Златоуст).
Мы ведь знаем, что "ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви" (свт. Иоанн Златоуст).
Пришло время и нам, православным старообрядцам, исполнить заповедь Христову: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).
|