№ 21(298) ноябрь 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Говорят участники фестиваля «Вера и слово»

Андрей Мишучков,

преподаватель Оренбургского епархиального духовного училища:

На наш взгляд, нельзя отделять православную журналистику от богословия, потому что журналистика — это богословие, понятное светским людям. И задача православной журналистики — аутентично и профессионально донести до читателя христианскую традицию, не повредив ее исторической, духовной и культурной составляющих. Как это сделать? Одно из средств — поговорить об иерархии ценностей в святоотеческом предании, Священном Писании. Многие проблемы коренятся как раз в том, что внимание уделяется второстепенным вопросам, а забывается самое главное. В любой статье, даже о православной кухне, хорошо бы давать целостное представление о духовных ценностях православия.

В статьях должно быть меньше субъективных пристрастий, нужно показывать духовную сущность проблемы, которую не всегда видно.

Православная журналистика не может просто констатировать факты нашей жизни, она должна укреплять нравственные ориентиры человека, формировать нравственную целостность личности, служить этическим, культурным и профессиональным образцом для всей остальной журналистики.

Православная Церковь универсальна, она объемлет весь мир, Христос пострадал за весь мир, но сейчас мы часто сталкиваемся с некоторым самозамыканием православной культуры, особенно при противостоянии глобализации и светской культуре, господствующей в обществе. Православная журналистика не должна упустить главную задачу — просвещение всего мира, стремление к апостольскому служению, к несению света в этот мир. Опасность кроется в создании газет с идеологией, ориентированной на замкнутое православное сообщество, безусловно оппозиционное светской и государственной культуре. Этим мы вредим себе и своим целям, создаем имидж «фанатиков-ортодоксов», которые ничего конструктивного обществу предложить не могут.

Отсюда еще одна задача — православная журналистика должна ставить реализуемые, а не эфемерные задачи в социальном служении Церкви, больше говорить о позитивных шагах, позитивное должно преобладать над негативным, над апокалиптичностью.

Кроме того, на наш взгляд, православная журналистика должна формировать не только отвлеченные интеллектуальные представления о православии, но и давать личностные образцы конкретной реализации христианских добродетелей и способы их реализации в современном мире.

Мы очень надеемся, что фестиваль «Вера и слово» поможет объединению всех здравомыслящих людей, связанных со СМИ, в некое идеологическое целое, системно противостоящее злу в обществе. Общаясь на подобных фестивалях, конгрессах, семинарах на профессиональном языке, обсуждая публикации с точки зрения их профессионализма, мы можем поднимать качественный уровень православных СМИ. В этом — профессионально-учебная задача фестиваля (если православный журналист или священнослужитель неграмотен, то и отношение к Церкви будет соответственное). Помимо этого есть коммуникативная задача — налаживание контактов между разными регионами. К сожалению, зачастую мы оторваны друг от друга, наши газеты и журналы имеют маленький тираж, поэтому было бы хорошо перевести все это в интернет (с нашим журналом можно познакомиться на сайте Свято-Троицкой обители милосердия по адресу: www.stobitel.ru). К коммуникативным же задачам фестиваля можно отнести установление диалога со светскими СМИ, поскольку многие проблемы общества мы можем решать вместе.

Еще одна очень важная, на наш взгляд, задача — сфера образования. Мы не должны терять молодежь. В региональной прессе не хватает православных СМИ, ориентированных на светскую школу — и на учителей, и на детей. Именно журналистика может стать мостом между школой и Церковью.

Екатерина Ярош, пресс-секретарь Владивостокской епархии:

В Приморском крае выходят две православных газеты: «Приморский благовест», которую с 1992 года издает Владивостокская епархия (тираж — 2000 экз.), и «Русское воскресение» — издание Владивостокской православной гимназии, которому летом исполнился год (тираж — 2000 экз.). Надо сказать, что обе газеты переживают серьезные финансовые трудности, из-за которых нет возможности набрать необходимый штат сотрудников, выплачивать гонорары, выходить желаемым тиражом.

При православной гимназии существует также информационный центр, который на средства благотворителей организовал телестудию и создает документальные фильмы на православную тематику. Один из них в сентябре этого года был показан на фестивале «Семья России» и получил приз.

На фоне огромного количества средств массовой информации Приморского края (более 300 печатных и 100 электронных) это лишь малая толика. А потребность в слове православных пастырей растет день ото дня. Чтобы заполнить духовный вакуум, Владивостокская епархия предпринимает ряд шагов. Прежде всего, это тесный контакт со светскими СМИ. Руководство и журналисты многих из них охотно откликаются на предложения рассказать о том или ином церковном событии. Практически в каждом лояльном к православию издании или электронном СМИ есть журналисты, ответственные за оперативную информацию о событиях епархиальной жизни. Правда, на первых порах мы столкнулись с тем, что большая часть пишущих людей элементарно не знает, как рассказывать о православии, какие использовать термины. Тогда мы подготовили для них справочный материал, и теперь они не стесняются что-то переспросить или уточнить.

К сожалению, уровень жизни приморцев катастрофически снижается, многие не могут позволить себе выписывать краевые газеты и журналы, только городские и районные доступны большинству жителей края. Наладить прочную связь с этими изданиями, а также с городскими и районными студиями телевидения — наша актуальная задача. Третий год подряд в рамках Приморских образовательных чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проводятся журналистские конкурсы «Приморье православное» и «Второе крещение Руси», а в этом году в честь 60-летия Победы пройдет конкурс «За други своя». Лучшие журналистов мы поощряем памятными подарками и денежными премиями.

В настоящее время мы работаем над еще одним проектом. В крае строятся и реставрируются храмы. Средств у приходов на это не хватает, настоятелям приходится очень трудно. Но есть люди с достатком, которые могут помочь Церкви. Наша задача — убедить их в богоугодности таких поступков. Помочь в этом могла бы интенсивная информационная поддержка приходов в городских и районных СМИ.

Протоиерей Сергий Титов, главный редактор журнала «Собрание», Казанская епархия:

В отношениях современного общества и Церкви много проблем и сложностей, так что всякий желающий строить свою жизнь по Евангелию рано или поздно сталкивается с ними. Важно не скрывать проблемы за «благовидным» молчанием, но выносить их на обсуждение и вместе пытаться найти правду.

С самого основания нашего журнала мы старались говорить о Церкви как с православными, так и с теми, кто еще далек от веры. В качестве предполагаемой читательской аудитории мы избрали всех, кто хочет видеть в христианстве не свод формальных правил и запретов, соблюдаемых «по традиции», но стремится найти Жизнь и Истину во всей полноте. Ни для кого этот поиск не происходит безболезненно, но в том и заключается апостольское призвание православных, чтобы указывать людям на Христа Спасителя. И неудивительно, что нашей аудиторией оказалась преимущественно молодежь — самая ищущая часть общества.

Наше издание образовалось в 2001 году, одновременно с активизацией молодежного служения Церкви, которое имеет множество аспектов, однако мы не ошибемся, если скажем, что главным из них является миссионерский. Проект мы назвали «Собранием», памятуя, что Спаситель обещал всем христианам: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф. 18, 20).

Большинство участников проекта не имели профессионального журналистского образования, а технические специалисты в то время не имели опыта верстки. Отсутствовала всякая материальная база, а наше финансирование было нестабильным. Однако наличие у нас довольно выраженного осознания того, что мы приемлем, а что отвергаем, позволило нам обрести свое лицо. Ярко выраженной идеей проекта стало свидетельство секулярному миру о Христе. И хотя каждое православное издание по определению свидетельствует об Истине, для плодотворной миссионерской работы, как показывает практика, необходим особый формат.

В программной статье первого номера мы так охарактеризовали свои задачи: «Наше издание называется «Собрание». Мы будем говорить обо всем, что интересует современного — прежде всего молодого — человека, но говорить с православной позиции. Это не значит, что мы не хотим прислушиваться к людям других убеждений, может быть, еще сомневающимся или прямо исповедующим неверие. Напротив, наше издание предназначено для них не меньше чем для тех, кто уже пришел в Церковь. Мы действительно хотели бы стать тем собранием, внутри которого решаются проблемы и вопросы, разъединяющие нас».

Со временем совершенствовались профессиональные качества редакции, налаживались отношения с казанскими литераторами и журналистами. «Собрание» стало доступно читателю за пределами казанских православных приходов, а благодаря интернет-версии — и за пределами Татарстана. Интернет-журнал Sobranie.Org существует уже два года, готовится его версия на английском языке.

В каждом номере мы стремимся соответствовать принятому молодежному и миссионерскому формату и говорить с читателем о том, как преодолеть преграды на пути человека в Церковь, как не ограничить свою церковную жизнь посещением воскресной службы и как относиться к многоразличным явлениям современной жизни и культуры. С самого начала нам было ясно, что в миссионерском (да и во всяком церковном) издании неуместен «нравоучительный» тон, разбирающий и обличающий заблуждения современного общества. Напротив, мы старались понять интересы наших читателей и дать им трезвую христианскую оценку.

Мы все приобрели некоторый опыт, но основные принципы издания остаются теми же: строгое следование Преданию Православной Церкви, честное рассмотрение через призму этого Предания явлений современности, отрицание обличительного псевдоблагочестивого пафоса и триумфализма, ненавязчивая проповедь и терпимое отношение к тем, кто, может быть, заблуждается.

Сергей Иванов, пресс-секретарь Волгоградской епархии:

Главные задачи, стоящие перед православной журналистикой — проповедь Евангелия и информирование верующих и всего общества о событиях церковной жизни. Одна из главных проблем, на наш взгляд, состоит в том, что церковная информация востребована в узком сегменте информационного общества. Кроме того, большинство православных СМИ зациклены на местных проблемах, в них редко встречается общецерковная информация, а это нас замыкает в какие-то узкие группы. К тому же местные православные СМИ зачастую не профессиональны. В большинстве епархиальных и приходских газет много чересчур объемного, нечитаемого материала — так называемых «кирпичей», да еще и напечатанных мелким шрифтом и с плохими фотографиями. Они не ориентированы на читателя, неизвестен его социологический портрет, предпочтения и проблемы.

Низкая зарплата журналистов, отсутствие четкой системы распространения прессы — все это создает препятствия на пути развития православных СМИ. Мне бы очень хотелось, чтобы фестиваль «Вера и слово» способствовал налаживанию системы обмена прессой между епархиями и центром. Вероятно, это можно решить путем создания сети епархиальных киосков в населенных пунктах с системой подписки через них, возможностью заказа какой-либо прессы или литературы.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007












№ 3 (352) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007






№ 13-14 (314-315) июль 2005




№ 21(298) ноябрь 2004




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008