Религиозный фактор и политические партии
Действительно, оценить влияние религиозного фактора на политическую и, в первую очередь, предвыборную ситуацию в России важно и с точки зрения государства, и с точки зрения политических партий (прежде всего — оппозиции), и с точки зрения самих религиозных организаций. Религиозный фактор — это прежде всего идеи, принципы, которые положены в основу той или иной политической программы. Точнее, поскольку программам как таковым на выборах особого внимания не уделялось, религиозным фактором следует называть декларируемую кандидатами личную нравственную позицию. И этот вопрос не следует смешивать с вопросом об участии религиозных организаций в избирательном процессе.
Первая встреча экспертов состоялась в октябре 2002 года по инициативе Медиасоюза и фонда им. Конрада Аденауэра (см. ЦВ № 21, 2002). С тех пор комментарии, прогнозы и экспертные оценки звучали регулярно, причем мнения высказывались, на первый взгляд, диаметрально противоположные. Одни отмечали особую роль религиозного фактора в ходе предвыборной кампании, другие говорили о его незначительном влиянии на итоги голосования. По всей видимости, ставить вопрос жестко: кто прав? — не имеет смысла. Да, карликовые группы, прямо заявившие о своей конфессиональной принадлежности, — как православные, так и мусульманские, — потерпели сокрушительное поражение. Партия «За Русь Святую» получила менее 300 тысяч голосов, исламские партии «Великая Россия — Евразийский Союз» — менее 200 тысяч, «Истинные патриоты России» — менее 150 тысяч голосов.
Вместе с тем, более половины депутатов Госдумы прошлого созыва, участвовавшие в работе междепутатского объединения «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России», вошли и в новый состав Думы. Парадокс? Нет, если прежде всего мы будем оценивать содержательную сторону, динамику развития политических сил в России. О появлении принципиально новой конфигурации впервые заговорили накануне думских выборов. В 1990-е годы мы выбирали между партией власти и «национал-патриотической оппозицией» с коммунистами во главе. В 2003 году у православного избирателя появился достаточно широкий выбор среди тех, кто прямо или косвенно заявлял о своей принадлежности к Церкви. Из 23 политических объединений особого внимания заслуживали «Родина» (почти 5,5 млн. голосов) и Народная партия (более 700 тысяч голосов). Именно они вывели православный фактор в реальное политическое пространство.
Не стоит игнорировать и партию власти. «Единая Россия» вела себя с государственной сдержанностью и не могла апеллировать к традиционным ценностям так же явно, как «Родина», однако и она сумела привлечь значительную часть православного электората благодаря тому, что президент занимает активную церковную позицию, и это широко известно.
Разговор о возможности христианской — и шире, религиозной — политики в России мы продолжим в следующих номерах «Церковного вестника».
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Те партии, которые называли себя православными или мусульманскими, на выборах в Государственную Думу провалились. Во-первых, потому что ни Православная Церковь, ни мусульмане их прямо не поддерживали. Во-вторых, я считаю, что создание религиозных, клерикальных партий в принципе приносит больше вреда, чем пользы.
Однако очень важно, — и это необходимо подчеркнуть, — что духовные и нравственные вопросы занимали одно из центральных мест в предвыборных дебатах. Я был поражен объему дискуссий, которые были посвящены этой теме.
В программных заявлениях и в документах тех партий, которые одержали убедительную победу, было много ссылок на духовные и нравственные ценности, которые призвана проповедовать религия.
Думаю, результаты выборов однозначно продемонстрировали нашему обществу приверженность абсолютного большинства избирателей высоким духовно-нравственным и, по сути, религиозным истинам и принципам. Ведь победили те партии, которые сами себя с религиозными организациями и группами не отождествляли, но отразили в свои программных заявлениях эти принципы.
|