№ 13-14(386-387) июль 2008 / Святость

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Нет спасения душе, нет надежды жизни вечной, как только в Кресте

Ангелоподобная кротость и твердая вера, жертвенная любовь к Богу и ближним, смиренномудрие и самоуничижение, подвижническое воздержание, пустынное жительство среди общества, мир душевный среди смятений мира — вот истинно христианские добродетели, которые украшали благостного архипастыря. «Он был светильник Церкви, который не словом только, а  паче добрыми делами любви и милосердия озарял и указывал путь, ведущий к  Царствию Божию», — так говорили о святителе Антонии  (Смирницком), архиепископе Воронежском и Задонском, его современники.

Будущий святитель Антоний родился в селе Повстино Пырятинского уезда Полтавской губернии в многодетной семье протоиерея Гавриила 29 октября 1773 года, в день памяти преподобного Авраамия Ростовского, и в крещении получил его святое имя.

В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогал отцу как псаломщик. Тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению.

В 1783 году Авраамий был отдан в духовную школу, где по семинарской традиции за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Окончив школу с отличием, он не только стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской духовной академии, но и явился для всех учащих и учащихся примером истинного благочестия.

В августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах».

21 февраля 1797 года Авраамий был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского. 12 апреля 1797 года владыка Иерофей рукоположил монаха Антония во иеродиакона.

С ревностью, свойственной юности, предался он иноческим подвигам. Одним из основных его послушаний стало произнесение проповедей. Впоследствии святитель Антоний прославился как блестящий проповедник. Любимым же его послушанием стало заведование библиотекой.

20 ноября 1799 года иеродиакон Антоний был рукоположен во иеромонаха.

Будущий святитель с самого начала своего монашеского пути отличался милосердием и нестяжательностью. Довольствуясь только самым необходимым, он раздавал нуждающимся все получаемое за работу в типографии, благодетельствовал больным, бедным и богомольцам. Иеромонах Антоний был строгий постник, молитвенник и аскет: он тайно носил власяницу, питался очень скудно, почти не отдыхал, а ночи проводил в молитве.

20 сентября 1814 года иеромонах Антоний был определен начальником Ближних пещер, называемых по имени основателя русского монашества Антониевыми. Это послушание было ему особенно дорого. Здесь, служа у мощей великих угодников Божиих, «он жил в благоухании святыни» и напитывался ее благодатью. 2 января 1815 года иеромонах Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры и в 1817 году возведен в сан архимандрита.

31 января 1826 года в Киево-Печерской лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (5 апреля 1829 года он получил титул епископа Воронежского и Задонского).

Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной. В служении владыка был неутомим: в одно из своих путешествий он за 24 дня совершил 22 Литургии.

Двадцатилетнее служение на одной кафедре выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония составило целую эпоху в истории Воронежской епархии.

Господь избрал именно этого Своего служителя для прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. Промыслом Божиим также явлено было тогда сокровенное молитвенное общение и духовное соработничество владыки Антония с современными ему подвижниками и духоносными старцами. Преподобный Серафим Саровский называл владыку Антония своим старшим братом. «Еще ничего не было известно, — говорил преосвященный Антоний, — как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия».

Владыка Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана почти сразу по прибытии на Воронежскую кафедру. «Воронежская паства более других обязана благоговеть к памяти первосвятителя своего, великого ходатая и молитвенника у Престола Божия», — писал епископ Антоний в Воронежскую духовную консисторию.

В 1830 году преосвященный Антоний впервые обратился в Святейший Синод с ходатайством о прославлении угодника Божия.

25 июня 1831 года, после очередного донесения в Синод, Господь услышал молитвы епископа Антония и не оставил без ответа его упование. Мощи первого Воронежского архипастыря были обретены. Их признали нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого — истинными. 6–7 августа 1832 года святитель Антоний в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей. На этих торжествах присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России.

За свои усердные архипастырские труды владыка Антоний 6 декабря 1832 года был возведен в сан архиепископа.

Глубоко почитал преосвященный Антоний и другого своего предшественника по кафедре — великого угодника Божия и чудотворца святителя Тихона Задонского. Еще в Киево-Печерской лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную Литургию и панихиду. По прибытии в Воронеж владыка Антоний постоянно ездил в Задонск молитвенно чтить память этого великого подвижника-иерарха. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло лишь через 15 лет после кончины самого святителя Антония — 13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богоявленском), — именно владыка Антоний сподобился обрести мощи святителя Тихона, и был зачинателем его скорейшего прославления в лике святых.

Чтобы лично обрести мощи святителя Тихона, архиепископ Антоний отправился в Задонский монастырь уже незадолго до своей блаженной кончины: «Святитель Тихон явился мне во сне и сказал: “Ты не умрешь, пока не вынешь меня из грязи”. Мы едем в Задонск, чтобы исполнить его приказание», — сказал святитель Антоний своим спутникам.

В мае 1846 года при сносе старого храма тело святителя Тихона Задонского было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось совершенно целым... Об этом владыка Антоний сообщил Святейшему Синоду.

Так Господу угодно было, чтобы преосвященный Антоний в начале своего епископства открыл мощи Воронежского святителя Митрофана, а в самом конце — святителя Тихона.

Архиепископ Антоний известен также как усердный храмоздатель и устроитель иноческих обителей.

При нем, как на средства благотворителей, так и на его собственные, были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. При нем восстановлен древнейший монастырь Подонья — Дивногорский Успенский, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины — Задонская Богородице-Тихонова Тюнинская и Белогорская Воскресенская, ставшие позже известными монастырями.

В 1836 году был открыт учрежденный по прошению святителя Антония Благовещенский Митрофановский монастырь при кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Эта обитель стала одним из важнейших духовных центров России — ежегодно здесь бывали десятки тысяч паломников.

В 1841 году владыка освятил Покровский храм в Воронеже — ныне это кафедральный собор Воронежской епархии.

В 1845 году было начато строительство собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Богородицком Задонском мужском монастыре, в котором почивают мощи святителя Тихона Задонского.

Особую заботу о своей пастве владыка Антоний проявил во время эпидемии холеры в 1830 году. Эпидемия не коснулась Воронежа, хотя в 1831 году холера свирепствовала уже по всей России.

Тогда же владыка Антоний возобновил повсеместное почитание Сицилийского Дивногорского образа Божией Матери, ибо по молитвам пред этой чудотворной иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края.

Святитель, сам будучи щедрым благотворителем, побуждал и свою паству к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм опекаемых им Попечительства о бедных духовного звания и Воронежского попечительного о бедных комитета.

В 1830 году владыка создал Воронежский тюремный комитет, а в 1833-м, когда во многих местах России был неурожай, он организовал подписку в пользу голодающих, жертвуя значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов для десяти и более тысяч человек. Многие пожертвования архиепископ Антоний направлял тайно — от имени святителя Митрофана.

Владыка Антоний посылал пожертвования в Иерусалим, Вифлеем, на Синайскую гору и на Святой Афон. По благословению и при его содействии в Афонском Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре был основан первый за пределами России храм во имя святителя Митрофана.

Архипастырь поощрял паломничества к местным и всероссийским святыням, принимал многочисленных посетителей города Воронежа как личных гостей святителя Митрофана. «Я, — говорил он, — только последний его служка». Владыка Антоний никого не отпускал без подарков. Всех он внимательно выслушивал, каждому давал духовные советы и наставления.

Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства, но не ценил такого образования, которое не опиралось на истинное православное благочестие. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Им были открыты уездные духовные училища в Задонске и Павловске, тогда же значительно возросло число воспитанников Воронежской духовной семинарии.

Воронежская духовная семинария при личном отеческом окормлении архиепископа Антония воспитала много известных ученых, общественных деятелей и архиереев.

Без архипастырского попечения святителя Антония, великого молитвенника, не оставалась и современная ему богослужебная практика. Он продолжил лучшие традиции Киево-Печерской лавры и на Воронежской земле.

Смирение святителя Антония было безграничным.

Он был удивительно незлобив. Когда ему говорили худо о его подчиненном, он обыкновенно не верил: «Нужно верить не словам, а делам», — и проверял слышанное.

Слово его было всегда тихое. Никогда он не возвышал голоса даже перед прислугой. И все благоговейно уважали его кротость: при нем никто не смел унизить другого даже насмешкой. Келейник, прослуживший у владыки двадцать лет, не слышал от него ни одного обидного слова.

Святитель Антоний уже при жизни прославился многочисленными чудесами. Так, по его молитвам был исцелен тяжко болящий Н.А. Мотовилов, «служка Серафима», посланный им в Воронеж к «великому архиерею».

Иногда еще здравствующий архиепископ Антоний являлся страждущим в сонном видении, да не один, а вместе со святителями Митрофаном и Тихоном.

В последний год своей жизни, будучи уже больным, святитель Антоний освятил два храма, находящиеся в двухстах километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре — во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилом Острогожского уезда — в честь Преображения Господня (оба и поныне действующие).

12 декабря 1846 года святитель тяжело заболел.

Вечером 17 декабря святитель исповедался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием, на следующий день приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. Днем позже все дела по управлению епархией святитель передал своему викарию — епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь под 20 декабря провел в молитве, утром соборовался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа.

«Благодарение Богу, — говорил святитель, — я не чувствую никакого страха смерти. В три часа пополудни подписал письмо на имя государя Николая Павловича с новым ходатайством об открытии мощей святителя Тихона. Окончив столь важное дело, он, знаменуя себя крестным знамением, с глубоким чувством сказал: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко”».

Святитель продиктовал духовное завещание. Оно известно как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского, своей пастве». По благодатной силе своего воздействия оно напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана: «...Украшающаяся именем Христовым паства моя, не страшись взять на себя Крест Христов; в Кресте бо спасение, в Кресте жизнь, в Кресте убежище от врагов, в Кресте излияние небесной сладости; в Кресте крепость души; в Кресте радость духа; в Кресте полнота добродетели; в Кресте совершенство святости. Нет спасения душе, нет надежды жизни вечной, как только в Кресте. О возлюбленная моя паства, подражай Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу! Ничто для тебя да не будет ни велико, ни высоко, ни приятно, ни любезно, кроме Господа нашего Иисуса Христа».

20 декабря 1846 года владыка Антоний тихо и мирно отошел ко Господу.

23 мая 2003 года состоялось прославление в лике местночтимых святых святителя Антония (Смирницкого).

День памяти свт. Антония

Воронежского празднуется

20 декабря (2 января)

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 1-2 (278-279) январь 2004




№ 3 (280) январь 2004



№ 5 (282) март 2004


№ 7 (284) апрель 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 3 (328) февраль 2006


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008

Нет спасения душе, нет надежды жизни вечной, как только в Кресте


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 3 (280) январь 2004



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика