Священномученик земли Курганской
В небольшом курганском селе Боровское 10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, собралось необычное количество паломников. В этот день в женском монастыре в честь Похвалы Божией Матери состоялось редкое и радостное для любого православного событие — обретение мощей святого мученика, убиенного в 1918 году настоятеля монастырского храма пресвитера Аркадия (Гаряева).
«Когда мы прикасаемся хотя бы к частичке мощей святого, хотя бы к обломочку кости, мы прикасаемся к его святости, — говорит настоятель Свято-Никольского храма священник Сергий Климов. — Поэтому такое событие для нас — большая радость. В Курганской епархии это второе обретение мощей за всю ее историю, первыми были обретены мощи преподобного Далмата. У нас новомучеников, уже прославленных Церковью, не меньше десяти человек. А возможно, что их еще больше — тех, кто пока не известен миру».
Миссионер
Пресвитер Аркадий, как повествует его житие, составленное архивариусом Екатеринбургской семинарии, историком и краеведом Галиной Александровной Кротовой и учащимся семинарии Андреем Печериным, — родился 16 января 1878 года в Верхне-Туринске. Отец его, священник Николай Гаряев, служил в храме Святителя Николая Чудотворца Верхне-Туринского завода. Семья отличалась глубокой верой и благочестием. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, его послали получать образование в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию. Но в семинарии он проучился всего около полутора лет и выбыл по состоянию здоровья. Стал служить псаломщиком, женился. В 1905 году епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским) был рукоположен в сан диакона, а через два года — в сан иерея, и направлен служить в храме Петра и Павла села Петропавловское (ныне город Североуральск). Тогда же началась его миссионерская деятельность по просвещению коренного населения — вогулов. Приход отца Аркадия занимал самую большую территорию в Екатеринбургской епархии. Он включал в себя множество отдаленных деревень, в том числе таких, которые находились более чем в 100 верстах от Петропавловского.
Видимо, активная миссионерская деятельность молодого батюшки произвела благоприятное впечатление на членов Екатеринбургской духовной консистории, и 21 декабря 1909 года пришел приказ о переводе отца Аркадия на должность священника Походной церкви. Походный штат был особенностью 5-го округа Верхотурского уезда, он помогал местному духовенству духовно окормлять разбросанное по рудникам и приискам население края.
Отец Аркадий всей душой предался возложенному на него делу. Несмотря на суровые погодные условия, он посещал отдаленные поселения, чтобы совершить там таинства крещения, исповеди и причастия над людьми, годами остававшимися без духовного окормления. В весеннее ненастье на лошадях добирался до юрт «инородцев» (так называли в то время местное население), чтобы принести им весть о Пасхе. Духовное состояние местных жителей было самым печальным. Вот что писал о. Аркадий в одном из своих отчетов: «Я вывел горькое заключение, что тьма еще царит в душах инородцев, и мало там света — лишь проблески малые, вспыхивающие при напоминании о Боге, Христе, Николе (Чуд. Мирл.) и гаснущие тот час же под влиянием крепко держащего их в своей власти шаманизма... очень все еще мятутся в душе, не зная кто сильнее, Христос или злой дух Шайтан, священник — служитель первого, или шаман — служитель второго».
Но самым тяжелым для о. Аркадия было неодобрение, непонимание, насмешки со стороны людей, в том числе и других священников. Многие из них считали, что молодой миссионер, располагая такими большими суммами, которые выделяет ему Миссионерский комитет, присваивает если не все, то хоть какую-то часть из них себе. Между тем после каждой миссии отец Аркадий писал в Епархиальное управление подробные отчеты о проделанной работе, в том числе ее финансовой стороне.
Тяжелые условия служения, непонимание и отсутствие поддержки от миссионерского Комитета привели к тому, что отец Аркадий подал прошение о переводе, и 3 октября 1912 года был направлен в храм села Никито-Ивдельского, Верхотурского уезда.
После ухода о. Аркадия с должности походного священника миссионерская работа начала стремительно угасать, а с 1915 года поездок к кочующим вогулам уже вовсе не делалось, причт походной церкви стал жить оседло. Отец Аркадий же и теперь не оставлял своих вогулов — «просвещение их светом Христова учения и удовлетворение их религиозных потребностей» по-прежнему входило в его обязанности. Двор о. Аркадия зимой 1913 года часто служил местом временной стоянки вогульских оленей, а вместе с тем и аудиторией для бесед с вогулами.
«Даже до смерти»
Последним местом служения священномученика Аркадия стал Свято-Никольский храм села Боровского Камышловского уезда (ныне Катайский район Курганской области). Он был переведен сюда 27 февраля 1914 года, через два месяца после смерти отца.
1 июля 1918 года отец Аркадий совершал венчание, когда, привлеченные звоном колоколов, в храм ворвалась банда красноармейцев. Они схватили священника и, обвинив его в контрреволюционной деятельности, повели в сторону Катайска. В ближайшем лесу бандиты жестоко расправились с батюшкой: по свидетельству местных жителей, он был поднят на штыки. Не позволив хоронить священника, тело его красноармейцы велели снести в паденник — место, куда сбрасывали падший скот. Некоторое время спустя четыре пожилые местные жительницы тайком извлекли его оттуда и перезахоронили. Отпевание и погребение было совершено после прихода Белой армии, 11 июля, — торжественно, в присутствии всего местного духовенства. Отец Аркадий был погребен в церковной ограде, в склепе за алтарем Свято-Никольского храма.
Обретение святыни
В 1986 году настоятель Свято-Никольского храма, ныне почивший о. Николай Покровский, благословил ископать колодец для слива остатков святой воды. Когда наткнулись на кирпичную кладку гробницы, в воздухе, по свидетельствам очевидцев, разлилось обильное благоухание. Место вновь засыпали землей и поставили крест. Из рассказов местных жителей узнали имя почившего, а благодаря данным Зарубежной Церкви стала известна и дата его мученической кончины.
В 2001 году священником Свято-Никольского храма отцом Александром Никулиным склеп был открыт для поклонения. В 2002 году Синод причислил священномученика Аркадия Гаряева к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Работы по обретению святых мощей начались 6 июня 2007 года, за два дня до праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. За это время нужно было добраться до склепа, который окружал гроб, и устроить к нему удобный подход. За лопаты взялись клирики храма и приехавшие заранее по благословению настоятельницы монастыря игуменьи Вассы паломники из Челябинска. Постепенно стали видны две каменные плиты, которыми был накрыт склеп, и кирпичная кладка его стен. Когда плиты подняли, взорам предстал хорошо сохранившийся деревянный гроб. На чуть потемневших досках ярко выделялись остатки бумаги, которыми они были оклеены, и бумажный крест. При более внимательном рассмотрении можно было заметить и остатки зеленой краски, которой он был окрашен.
Все два дня при гробе читались Евангелие и канон священномученику. Но до приезда правящего архиерея Курганской епархии епископа Михаила гроб не вскрывали.
10 июня, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, после торжественной Литургии состоялся крестный ход к месту погребения святого. Под торжественное пение гроб был открыт. Мощи священномученика облачили в красные пасхальные ризы и переложили в новый гроб, после чего крестным ходом священники перенесли мощи в храм.
В проповеди, посвященной празднику, епископ Михаил сказал: «За две тысячи лет Церковь обрела множество угодников Божиих. Но самое большое количество святых Русской Церкви принес наш окаянный XX век. Действительно, как писал Достоевский, бесы вселились в Россию и терзали ее долгие годы. Церковь была поругана, храмы разрушаемы, святые Божии избиваемы. Но это безбожное гонение принесло нам целый сонм новомучеников. И сегодня, братья и сестры, мы будем свидетелями знаменательного события в этой святой обители — обретения мощей священномученика Аркадия, который пострадал в годину лютых испытаний от безбожников-богоборцев. Я надеюсь, что по молитвам этого святого Господь укрепит нашу веру, я верю, что по его молитвам мы получим обильную Божию благодать и достигнем берега спасения».
|