№ 5(378) март 2008 / Святость

Следующая статья...»

О Почитании Царской Семьи

В 1920-х годах в первом Уставе Зарубежной Церкви в некоторой мере отразились монархические взгляды. Немыслимо было тогда представить будущность России без монархического строя в той или иной форме. Этот взгляд со временем изменился, потому что надежды на скорое падение советского строя не оправдались, да и за рубежом большинство монархий пало, сменившись демократическими формами правления. Надежда на восстановление старого строя в России постепенно таяла.

Церковь воздерживалась от политических споров, вопрос о монархии церковными деятелями почти не обсуждался. На первом месте стояло спасение души и любовь к России. Отношение к царской семье в то время было неоднозначным. И здесь надо иметь в виду, что о действительном облике царской семьи было мало известно. Мемуары только начали появляться. Эмиграция истощалась в политических спорах. Трезвый взгляд на события практически не был возможен.

Когда в 1981 г. Зарубежная Церковь прославила Новомучеников, партии и организации, которые раньше влияли на общественное мнение, или прекратили свое существование, или утратили свое влияние.

Само прославление, мне думается, было предпоследним судьбоносным волеизъявлением и поступком, на который оказалась способна русская эмиграция. Последним, наверное, стало решение о восстановлении канонического общения и подписание в мае прошлого года в Храме Христа Спасителя в Москве Акта о воссоединении Русской Церкви.

Я помню первые богослужения в день памяти Царственных страстотерпцев — не все верующие однозначно и единодушно молитвенно поддерживали этот день. В дискуссиях архиереи и священники оправдывали прославление Царской семьи в основном тем аргументом, что св. Церковь прославляет мучеников за их подвиг, а прошлые ошибки их жизни смываются мученической кровью. О святости жизни Царственных страстотерпцев речи тогда не было.

Со временем я начал спрашивать себя, почему же на самом деле мы так поздно прославили свв. Новомучеников? Со временем я нашел ответ для себя  на опыте нашей семьи. Святость их открывалась нам постепенно! У нас дома висел портрет Государя Николая Александровича (черно-белая копия портрета работы Серова). О Царской семье мы говорили очень редко, обсуждалась скорее возможность восстановления монархического строя в России, в чем сам мой отец сомневался, поскольку полагал, что время иное и духовной почвы для этого нет.

В 1978 г. я участвовал во Всезарубежном съезде молодежи в Торонто и затем на Успение поехал поговеть в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. После праздника настоятель, наш нынешний Первоиерарх митрополит Лавр, вызвал меня к себе и вручил протоколы следственного дела Николая Соколова по расследованию убийства Царской семьи. Это была копия, которую сделал для себя генерал Дитерихс, когда командовал военным округом в Екатеринбурге.

Мне было поручено отвезти протоколы во Франкфурт. Свято-Троицкий монастырь отказался от их издания за неимением научного сотрудника для обработки такого рода материала. Впоследствии издательство «Посев» (к которому я был причастен, поскольку мой отец был формально ответственным издателем) выпустило эти протоколы, под названием «Гибель Царской семьи». Все материалы были обработаны и прокомментированы историком Николаем Россом. Помню, как переживал я все это, когда увидел фотографии с места убийства, когда читал леденящие кровь показания свидетелей и т. д.

В 1980 г. я стал послушником у владыки Марка, окормлявшего Висбаденский приход, при котором создалась маленькая монашеская община. В 1981 году, 17 июля, в день памяти убийства Царской семьи, мой отец скончался. То, что этот день кончины внутренне связан с царской семьей, мне открылось только впоследствии.

Изредка я навещал мою овдовевшую мать. Однажды она мне рассказала, как познакомилась с моим отцом в лагере политических беженцев из России, так называемых «перемещенных лиц», и какие переживания выпали на их долю. Было это в селении Менхегоф близ города Касселя, в Западной Германии, в конце сороковых годов. Мой отец очень полюбил мою мать. Но влюбленным грозила разлука. Родители мамы собирались эмигрировать в Америку. Единственную дочку они ни за что не хотели оставлять в разрушенной Германии. Никакие слезы и уговоры не помогали. Отец мой был в отчаянии. Мама разрывалась. Уже почти накануне отъезда в Америку, маме ночью было явление во сне. Явилась ей царица-мученица Александра Феодоровна и сказала: «Ты должна остаться в Германии!».

Утром мама рассказала отцу свой сон. Мой дед — отец моей матери — служил при царе в роте Его Величества. Туда набирались великаны со всей России ростом выше двух метров. В этой роте мой дед был самим маленьким. Поэтому он шагал в самом последнем ряду на правом фланге. Так как он обладал прекрасным тенором, он служил в этой роте запевалой, головщиком. Говорят, что невероятное было зрелище, когда эти парадные роты ходили по улицам и пели русские военные песни...

Услышав от дочери о явлении Царицы, дед мой затих и промолвил, что коли так — надо слушаться! Так родители и уехали в Америку без дочери.

В конце 1980-х наша братия переехала в Мюнхен в обитель прп. Иова Почаевского. В те годы приезжал к нам монастырь о. Евгений Сапронов. Он у нас учился и впоследствии был рукоположен во иереи. Сегодня он служит настоятелем храма-памятника Царственных мучеников в Брюсселе. Однажды я у него взял книжку П. Савченко о великой княжне Ольге Николаевне. Тут я начал задумываться об отдельных членах царской семьи, потом что-то прочитал о великой княжне Татьяне Николаевне, а затем мне начала раскрываться личность царицы-мученицы Александры Феодоровны.

По мере моего духовного опыта мне стали близки и понятны выписки, дневниковые записи, изречения св. царицы.

Каждый год мы стали ездить в Дармштадт в день памяти Царской семьи.

Когда же я был студентом архитектурного факультета именно в Дармштадте, я ни разу не зашел в храм св. Марии Магдалины на Матилденхое, самом живописном и высоком месте города, вокруг которого расположены знаменитые виллы в стиле модерн — ансамбль, созданный благодаря великому герцогу Эрнсту Людвигу, брату Александры Феодоровны и Елизаветы Феодоровны. Даже интерес к архитектуре меня тогда не привел туда.

А я был все же церковным человеком и с детства ходил в церковь во Франкфурте. Не пришло тогда  еще время для того, чтобы приникнуть умом и сердцем к этому храму, так тесно связанному с Царской семьей.

Однако годом за годом все предметы из этого храма — утварь, служебные книги (наша обитель ежедневно совершает полный круг богослужения на служебных книгах, пожертвованных Царем-мучеником дармштадскому храму), дорожка на аналой, вышитая Государыней и т.д., — становились нам все дороже и дороже, все это как бы приближало нас к царскому семейству.

В 1999 г. мы устроили большую выставку к 100-летию освящения храма и 125-летию со дня рождения Государыни Александры Феодоровны. Пригласили мэра города. Но он почему-то не только сам не приехал, но даже не прислал своего представителя. Только после визита в Германию Владимира Путина и его выступления в немецком парламенте, где он указал на прпмц. Елисавету Феодоровну, власти начали внимательнее относиться к храму, и сейчас заканчивается его полная реставрация.

При подготовке выставки мне открылось, кто был особенно близок сердцу свв. сестер Александры и Елисаветы. Указанием стало рождение в 1899 г. вел. кн. Марии Николаевны, названной в честь св. равноап. Марии Магдалины, и в этом же году совершилось освящение храма в честь св. Марии Магдалины в высочайшем присутствии Царской семьи.

Важно подчеркнуть, что в жизни каждого человека существуют поворотные моменты, которые определяют его жизненный путь. Во святом крещении мы рождаемся во Христе и обязуемся перед общиной, которой мы приобщаемся через Евхаристию, хранить верность Христу и следовать за Ним. Причащением человек врастает в Тело Христово, община становится для него семьей. Так же и венчание. Выбрав невесту (или жениха), человек перед Церковью принимает на себя обязательства перед супругой (супругом), перед семьей. Это становится его служением. Что же касается Царской семьи, у них была третья важная веха духовной жизни — помазание на царство, когда они приняли перед Богом ответственность за народ, за царство. И как раз в отношении к этим трем поворотным моментам — крещению, венчанию и венчанию на царство — Царская семья всегда оказывается оправданной перед Богом.

Но чего только не пишут о св. Царице! Часто изображают ее принцессой из маленького немецкого княжества, пришедшей на богатый русский двор. Но у этой принцессы был выбор. Она могла стать супругой наследника британского трона!

В 1894 г. принцесса Александра венчается с Николаем. Молодые печальны — еще не кончился траур по отцу жениха, императору Александру III. Венчание — это второе главное событие в жизни человека. Вся дальнейшая жизнь Александры Феодоровны — это служение семье во исполнение обета, данного при венчании.

Третий обет дан в Русской церкви перед Богом во время венчания на царство. Помазание на царство — это особое таинство, установленное Православной Церковью с византийских времен. Царь помазывается Св. Миром. Это единственный случай, когда православный человек помимо крещения получает второй раз печать дара Духа Святаго.

Русское царство было самодержавным, русские самодержцы давали перед Богом обет верности своему народу. Царица Александра приняла этот закон и порядок Русского царства через Св. Церковь, хотя она, как бывшая протестантка, пришла с другими понятиями в отношении таинств.

В вопросе ответственности перед Богом за народ, за царство Царица была непоколебима. Либералы упрекали ее за верность самодержавию, за то, что она не признавала для России никакой другой формы правления. Но ведь царица перешла в Православие не формально, она отнеслась к нему очень серьезно и сдержала все обещания, которые давала Богу: и при переходе в Православие, и при венчании, и при помазании на царство. В этом ключ к ее стоянию. Как у каждого человека, у Царицы были свои слабости. Но в главных моментах семейного и царского служения ее стояние, ее верность безупречны.

Она свято приняла предание и все уставы Православной Церкви и до конца своей страдальческой жизни в тяжких испытаниях свято хранила три обета: крещения, венчания и венчания на Русское царство.

А искушения были велики. Скажем только о главном из них. Целых девять лет русский народ ждал престолонаследника! Рождались великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия с перерывом в два года (царица всех детей кормила грудью). Наконец в 1904 г. рождается желанный престолонаследник цесаревич Алексий. Через полтора года родители понимают, что сын страдает гемофилией!

Но почти восемь лет русское царство не знает об этом. Только в 1912 г. в Германии в одной из газет появляется общее описание этой болезни в связи с предками царицы Александры  Феодоровны. Как в государстве, где все взоры обращены на царскую семью, которую обслуживают сотни людей, они смогли утаить это? Они сумели скрыть болезнь и страдания мученика отрока цесаревича Алексия от русского народа, потому что не хотели искушать русский народ преждевременно, надеясь на Божию милость, на выход из этого испытания!

Тем временем русское царство потерпело поражение в войне с Японией. На балах царская семья не появляется, но зато на всех государственных приемах царица около царя. Они вместе на вокзале провожают русских воинов на Дальний Восток, лично раздают солдатам иконки. Можно было бы привести множество других примеров трогательного отношения царской семьи к солдатам, как и в 1914 году. Началась война — два с половиной года царица и ее старшие дочери в своем собственном лазарете ухаживают за ранеными, с материнским и сестринским участием залечивая раны, полученные солдатами в ужасной мясорубке Первой мировой войны.

Можно было бы долго говорить о воспитании детей в царской семье, можно было бы даже написать учебник семейной жизни на примере их жизни — выбор материнства св. царицей, самый удивительный и смелый шаг женщины XIX и XX века!

Читая истории о чудесах, связанных с Царской семьей  в разных русских семьях в наше время, я узнавал себя и свою семью. Ощущение общности опыта помогает понять, что в прославлении Царственных страстотерпцев в 2000 г. на Архиерейском Соборе в Москве излилось единое чувство и исповедание соборного сердца Русской Церкви!

Чего же нам еще недостает? Русская Церковь прославила Царскую семью, Русская Церковь молится Царской семье, но мы еще не удостоились поклониться их святым мощам. По сей день остается неясным, где кончается путь бесчестия по отношению к мученическим останкам: кончается он у Ганиной ямы или же у Поросенкова Лога. Уповаем, что, быть может уже в этом году, с Божией помощью, наступила ясность.

Я чувствую (это мое личное мнение), что Царская семья побуждает нас к определенному подходу к ней. Когда их убивали, члены Царской семьи были в пренебрежении, не нашли никакой защиты. Теперь каждый из нас и мы все вместе узнаем Царскую семью постепенно, сообразно своему духовному опыту и духовному развитию. Когда в 1981 г. в зарубежье прославили Царскую семью, мы были уверены, что они прославлены за мученическую кончину, а не за святость их жизни. Но со временем Царская семья открывается с другой стороны. Я понял, что вся их жизнь, в том числе и семейная, была жизнью истинно христианской и может в наше время служить примером стояния в заповедях Господних. Я уверен, что по мере нашего духовного возрастания и по мере постижения стояния и подвига Царской семьи мы сподобимся поклониться святым мощам Царственных страстотерпцев.

Сольем наши молитвы, чтобы св. Царская семья  дала Русской Церкви и русскому народу окончательное примирение и ясность на долгом пути нашего созревания и осознания их святости!     

 

Следующая статья...»

№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 19(272) октябрь 2003


№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 3 (280) январь 2004


№ 5 (282) март 2004


№ 7 (284) апрель 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 3 (328) февраль 2006


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 5(378) март 2008
О Почитании Царской Семьи


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 3 (280) январь 2004





№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 14-15 (243-244) август 2002


№ 12-13 (241-242) июнь 2002




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008