№ 5 (282) март 2004 / Святость

Следующая статья...»

Память праведника да будет благословенна...

 

В 2003 году Костромское епархиальное управление выпустило в свет книгу архиепископа Костромского и Галичского Александра, посвященную жизни и мученической кончине протоиерея Богородице-Рождественского собора г. Солигалича Иосифа Смирнова.

Автор уже знаком любителям российской церковной истории по своим научным церковно-историческим трудам. В 2001 году в Костроме вышло его обстоятельное исследование о новомученике архиепископе Костромском и Галичском Никодиме (Кроткове), а в нынешнем году — книга, посвященная Феодоровской иконе Божией Матери — главной святыне Костромской земли. Оба издания получили высокие отзывы историков-профессионалов. В 2003 году архиепископ Александр защитил диссертацию и был удостоен научной степени доктора исторических наук. Книга о священномученике Иосифе Смирнове является новым шагом в изучении церковной истории страны и Костромского края, в частности.

Будущий священномученик Иосиф Сергеевич Смирнов родился в потомственной священнической семье, в одном из сел, затерянных в бескрайней глуши костромских лесов. Рано потеряв отца и мать, Иосиф Смирнов вместе с четырьмя братьями и сестрой оказался на попечении семьи сестры матери — Е. О. Флоренской, которая позаботилась не только о материальном благополучии сирот, но и о получении ими образования.

После окончания Солигаличского духовного училища И.Смирнов поступил в Костромскую духовную семинарию. Являясь студентом на казенном содержании, Иосиф испытал все трудности сиротского положения. Несмотря на это он достойно окончил курс и в октябре 1885 года был назначен на должность помощника учителя в приходском училище г. Солигалича. В 1886 году И.С. Смирнов вступил в брак с дочерью местного чиновника Александрой Крутиковой и вскоре был рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром (Кульчицким)  во диакона, а затем и во пресвитера. Местом служения о. Иосифа стал Солигаличский Богородице-Рождественский собор.

Во время своего почти тридцатилетнего пастырского служения в Богородице-Рождественском соборе о. Иосиф много внимания отдавал преподаванию Закона Божия в местной церковно-приходской школе, духовно окормлял заключенных солигаличской тюрьмы, занимался строительством Никольского тюремного храма. В 1905 году священник Иосиф Смирнов был определен настоятелем Богородице-Рождественского собора, и исполнял эту должность вплоть до своей мученической кончины в 1918 году.

24 июня 1914 году протоиерей Иосиф Смирнов был назначен на должность благочинного солигаличской Богородице-Феодоровской женской обители, преобразованной в монастырь из женской общины в 1891 году. Эту должность он совмещал с исполнением обязанностей настоятеля городского собора.

Февральская революция прошла в Солигаличском уезде безболезненно, но к осени 1917 года ситуация в городе обострилась: увеличивалась инфляция, росли цены, ощущалась нехватка продуктов питания. В октябре в город вернулся уроженец этих мест большевик В.Вылузгин. Он сразу же развернул в Солигаличе активную пропаганду. На выборах в Учредительное собрание в Солигаличском уезде большевики собрали значительное число голосов, а в декабре 1917 года в результате военного переворота власть в городе полностью перешла в их руки.

Новые хозяева России быстро обозначили свое отрицательное отношение к Церкви. Уже в феврале 1918 года была произведена реквизиция имущества Богородице-Федоровского монастыря, благочинным которого являлся протоиерей Иосиф Смирнов. Формальной причиной реквизиции было «изъятие монастырских хлебных излишков».

Однако не все местное население было согласно с разорением монастыря. В день, намеченный для реквизиции имущества, в монастыре собрались около 600 человек, и священник Василий Потехин произнес речь, в которой Советская власть осуждалась за гонения на веру. Затем в трапезной обители состоялось собрание населения, на котором было постановлено избрать делегатов в Солигалический Совет для передачи просьбы о недопущении реквизиции имущества монастыря.

После собрания многолюдное шествие направилось от монастыря к Совету, причем по дороге к процессии присоединились военнослужащие местного гарнизона. Так началось известное Солигаличское восстание, которое почти сразу приобрело не только религиозный, но и политический характер. Восставшие потребовали от Совета отменить реквизицию и даже получили ключи от монастырских строений, но их вторым требованием было обезоружить Красную гвардию, в чем власти отказали. Вылузгин вышел на балкон и убеждал людей разойтись, но успеха не имел. Тогда он объявил город на военном положении и выстрелил в толпу, застрелив одного из стоявших на площади солдат. Возмущенные вопиющим произволом и жестокостью люди ворвались в Совет. Часть его членов была арестована, а часть разбежалась. Вылузгин получил ранение в голову и был помещен в больницу, где на следующий день его закололи штыком. Власть в городе перешла к временному Совету, деятельность которого продолжалась всего несколько дней.

Духовенство города не принимало участия в восстании, хотя, исполняя свой долг, выступило в защиту святыни, для чего 24 февраля был организован крестный ход. Несмотря на это, большевистский карательный отряд, прибывший в Солигалич в начале марта 1918 года, совершил скорую кровавую расправу. Среди 21 расстрелянного было три священнослужителя (протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский и диакон Иоанн Касторский), а также смотритель местного духовного училища И.П. Перебаскин. Все четверо стали почитаться народом как мученики. 13 апреля 1918 года, во время работы Великого Московского Поместного Собора, патриарх Тихон с сонмом духовенства совершил литургию, за которой поминались жертвы большевистского террора, в том числе поименно новомученики Соли Галичской. Собором епископов 2000 года новые мученики Солигалича канонизированы для всероссийского почитания.

Жертвы солигаличского расстрела, совершенного у стен Никольской тюремной церкви, были погребены в братской могиле на местном кладбище. В 1996 году здесь был освящен и установлен памятный крест.

Обо всех этих событиях, связанных с житием новопрославленного святого, подробно, на основании документов рассказано в работе архиепископа Александра. Книга открывается предисловием Патриарха Московского и всея Руси Алексия, по благословению которого вышло в свет это издание.

Характеризуя труд архиепископа Александра, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на его высокий научный уровень. Этим исследование выгодно отличается от работ некоторых современных авторов, которые берутся за написание церковно-исторических сочинений без надлежащей подготовки. Печально, когда в современной агиографической литературе порой наносится ретушь на исторические события, допускается их произвольная трактовка, прослеживается некритическое отношение к источникам, шаблонный подход к фактам.

В работе архиепископа Александра повествование об основных событиях жизни священномученика Иосифа Смирнова и о его мученической кончине ведется на основании изучения многочисленных источников, в том числе архивных материалов, впервые введенных в научный оборот. Сравнительно небольшая по объему книга имеет 115 ссылок на различные документы. В книге собран уникальный фотоматериал не только о жизни протоиерея Иосифа, но и о храмах и монастырях епархии, событиях Солигаличского восстания и последующей истории края. Необходимо также указать на прекрасное полиграфическое качество издания, его значительный для нашего времени тираж. Несомненно, что повествование о солигаличских новомучениках имеет не только научное, краеведческое, но и духовно-назидательное значение.

 

Следующая статья...»

№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 19(272) октябрь 2003


№ 1-2 (278-279) январь 2004



№ 3 (280) январь 2004


№ 5 (282) март 2004
Память праведника да будет благословенна...


№ 7 (284) апрель 2004


№ 9 (286) май 2004


№ 13-14 (290-291) июль 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 3 (328) февраль 2006


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 3 (280) январь 2004





№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 14-15 (243-244) август 2002


№ 12-13 (241-242) июнь 2002




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008