№ 20 (321) октябрь 2005 / Чтение

Следующая статья...»

Преодолевая пропасть времен

В нынешнем году Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви совместно с Обществом любителей церковной истории разработал «Программу поддержки богословских и церковно-исторических исследований молодых ученых России». В рамках этого проекта в Издательстве Крутицкого подворья при Синодальном отделе по делам молодежи предполагается издавать научные сочинения наших современников — молодых церковных историков и богословов.

Не секрет, что многие молодые исследователи испытывают сегодня немалые трудности при публикации своих трудов. Научных журналов год от года становится все меньше, многие хорошие издательские проекты вскоре затухают, а большие мощные издательства зачастую предпочитают издавать не научную литературу, а выгодные с коммерческой точки зрения книги, уровень которых в ряде случаев оставляет желать лучшего.

Начало практического осуществления программы поддержки богословских и церковно-исторических исследований молодых ученых России положила публикация исследования иеромонаха Арсения (Соколова) «Книга Иисуса Навина».

Как отмечают рецензенты, преподаватели Московской духовной академии протоиерей Леонид Грилихес и Г.Е. Колыванов, книга о. Арсения, несмотря на простую и довольно типичную форму, обладает целым рядом несомненных достоинств, выделяющих ее из исследований подобного рода. Благодаря яркому и четкому языку книга читается с большим интересом. Автор умело и вполне профессионально пользуется языком оригинала (древнееврейским), не перегружая при этом своего труда филологическими изысканиями, хотя список использованных работ на иностранных языках составляет более 200 названий. Среди этих книг — последние разработки ведущих зарубежных библеистов, толкования западных авторов, о которых российскому читателю, к сожалению, ничего или почти ничего не известно.

В своем комментарии о. Арсений рассматривает и сопоставляет различные традиции толкования книги Иисуса Навина, а также современные достижения библейской науки. Все это позволяет рецензентам сделать вывод, что книга о. Арсения «является полезным вкладом в русскую православную библеистику» и «задает определенную планку для дальнейших работ подобного рода». Исходя из этих оценок, книга рекомендуется в качестве учебного пособия для духовно-учебных заведений.

Что нового может сказать современный ученый для характеристики Ветхого Завета? Уже в самом слове «ветхий» чувствуется, как это было давно. «Нас от ветхозаветной эпохи отделают тысячелетия. У нас совершенно иная культура, иное устройство общества. Иной склад мышления, — пишет о. Арсений. — И неизбежен вопрос: можем ли мы, люди ХХI века христианской эры, адекватно понять человека Ветхого Завета? Дано ли нам сегодня увидеть в ветхозаветных книгах не только пророчества и прообразы, но и правильно уразуметь изначальный, первый, исторический смысл древних событий?

Думается, что это не было бы возможным, если бы перед нами лежали лишь книги человеческие. Только неоспоримый факт божественности происхождения Ветхого Завета дает возможность надеяться, что пропасть времен может быть преодолена. Ведь Тот же Дух, что явил Себя в Новозаветной Церкви, дышит и со страниц Священного Писания Ветхого Завета. Ничто иное, как единство Автора позволяет нам объединять столь разные библейские книги в одну-единственную Книгу. И Ветхий Завет предстает не таким уж ветхим».

Исследование о. Арсения состоит из двух частей — введения в книгу Иисуса Навина и ее толкования. В первой части автор рассказывает о происхождении названия книги и ее месте в Священном Писании, характеризует автора и время ее составления. В толковании обращено внимание на традиционные принципы экзегезиса книги Иисуса Навина. Речь идет о иудейском и христианском толкованиях. При этом автор подчеркивает, что по его мнению подлинно православным комментарием к любой книге Св. Писания может быть только комментарий одновременно традиционный и современный, то есть сочетающий в себе традиционные иудейское и христианское толкования с использованием достижений современной библейской науки. Стремление о. Арсения дать именно такой подход к толкованию по достоинству оценили рецензенты.

«Книга Иисуса Навина, — заключает автор свое исследование,  — описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову... Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками». Дальнейшая история домостроительства нашего спасения также должна стать предметом пристального изучения.

Остается добавить, что книга имеет хорошее полиграфическое исполнение и прекрасное художественное оформление. Она издана по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи. Будем надеяться, что начатая молодежным отделом программа поддержки богословских и церковно-исторических исследований будет приносить такие же добрые плоды и в будущем.

 

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика