№ 6 (355) март 2007 / Чтение

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Незавершенная литургия

В предыдущей статье, посвященной современной православной художественной литературе, особенно прозе священников (ЦВ № 4, 2007), отмечались ее характерные особенности — мозаичность, тяготение к малой форме. Речь шла о том, что книги отцов Николая Агафонова, Ярослава Шипова, Александра Шантаева, Вячеслава Тулупова — это сборники повестей и рассказов, среди которых не встречалось ни одного объемного прозаического произведения. «Непридуманные истории» из повседневной пастырской практики, проникновенные, но при этом достаточно просто изложенные — таков их общий настрой.
Дебютный роман протоиерея Алексия Мокиевского «Незавершенная литургия» с этой точки зрения представляет собой исключительное событие. Во-первых, перед нами самый настоящий православный роман, с композиционно выстроенным сюжетом, интригой и несколькими объемно выписанными персонажами, а во-вторых, книга выпущена сугубо светским издательством «Амфора» (та же «Лепта», публикующая близкую по духу литературу, позиционирует себя все-таки как издательство православное) — подобные примеры доселе большая редкость.
Презентация романа состоялась в ноябре прошлого года в Череповецком государственном университете. Сам автор родился и несет пастырское служение в Вологодской области — служит священником в Воскресенском Горицком монастыре в городе Кириллове.
Как и в случае с другими авторами-священниками, в основу произведения, в первую очередь, лег непосредственный личный опыт. «Но тривиальные мемуары вряд ли кого-то заинтересовали бы, а вплетенные в канву художественной прозы, они послужили неплохим орнаментом основного повествования», — отмечает сам отец Алексий. Ряд имен и мест многое скажут искушенному читателю и просто православному человеку: Карлаг, старец Севастиан, Ферапонтово и его последние насельники, расстрелянные в 1918-м… Но автор просит читателей книги «при всей достоверности большинства описанных фактов отнестись к ней именно как к художественному изложению, не лишенному полета фантазии и доброго вымысла». В этом есть свой резон, ибо история действительно фантастична.
Начинается она в 20-х годах ХХ века — в трагический период отечественной истории, в годину разрушений, оставивший в наследство потомкам бесчисленные руины храмов и монастырей. Есть народы, которые по праву гордятся своими руинами и живописными развалинами, но для русского человека разоренная церковь — это поруганная святыня, а не просто памятник архитектуры. Об одном таком храме и повествует «Незавершенная литургия». Как признается автор, им, в первую очередь, двигало желание напомнить о плачевной судьбе брошенных русских храмов, которых в России до сих пор очень много.
Самоотверженного отца Георгия, рискнувшего принять сан в очень непростое для Русской Церкви время, забирают под арест прямо во время службы в день престольного праздника Покрова Святой Богородицы, не дав ему даже завершить Литургию. Чаша со Святыми Дарами остается на престоле, а в округе — ни одного священника, который мог бы, как это полагается по уставу, довести богослужение до конца... Служба остановлена, остановлено время. Чудесным образом заброшенный храм остается нетронутым, дожидаясь священника, которому суждено довести до конца последнее богослужение.
«Незавершенная литургия» — попытка прикоснуться к тайне, обрисовать тонкий, хрупкий мир чуда, знакомый любому верующему, но так сложно поддающийся описанию в тяжеловесных земных категориях и словах. Для светского уха оно звучит то слащаво, как «медок», которым заманивают детей к причастию бабушки в провинции, то напыщенно и картонно… Слово «сладость» у нас, к сожалению, давно уже ассоциируется с сахарозаменителем и лишними калориями. Но отцу Алексию удается избежать крайностей, не впасть ни в мистику, ни в морализаторство и рассказать историю, которая в ближайшем будущем может самым естественным образом обрести и визуальное воплощение, поскольку кинематографический ряд просто заложен в тексте.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007



№ 23(372) декабрь 2007



№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008



№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006



№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



№ 6 (331) март 2006


№ 5 (330) март 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 23(324) декабрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005



№ 9 (310) май 2005


№ 24(301) декабрь 2004





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008