№ 20(345)октябрь / Чтение

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Этапы духовного странствия

Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. — М.: ПСТГУ, 2006.
Книга французского священника архимандрита Плакиды интересна тем, что это рассказ человека латинской культуры, богослова цистерцианской выучки о православии и об отцах Греческой Церкви. Основная часть книги — изложение принципов духовной жизни в перспективе исихастского движения, которое понимается у о. Плакиды столь широко, что включает практически всю православную монашескую традицию — от Антония Великого до Паисия Величковского и Иустина Поповича.
Автор начинает с исторического введения. Затем следует краткое введение в святоотеческую аскетику и антропологию. (Не будем забывать, что для французского читателя слова «православие» и «исихазм» ненамного ближе, чем для нас «пуритане» или «квиетизм»).
Краткая третья часть и особенно раздел «Приложения» по своей важности явно не соответствуют отведенному им скромному месту. Речь идет о распространении традиции «Добротолюбия» в России, Румынии и на Западе, а также о включенной в книгу автобиографии архимандрита Плакиды под названием «Этапы духовного странствия». Именно здесь обнаруживается замечательная широта взгляда автора, не мешающая глубине и серьезности отношения к явлениям духовной жизни.
Оставаясь человеком западной культуры, о. Плакида после долгих поисков и сомнений перешел в православие (будучи к тому времени настоятелем цистерцианского монастыря и повторно крестившись), но этот шаг вовсе не означал для него тотального отрицания своего прежнего опыта — скорее, его совершенствование. В книгах Бернара Клервосского, Иоанна Креста, Терезы Авильской он находит мысли, созвучные авторам «Добротолюбия», а древняя латинская Литургия не кажется ему более бедной, чем византийская. О. Плакида был одним из тех, кто возлагал большие надежды на Второй Ватиканский Собор и кто горько в нем разочаровался, особенно сильно переживая литургические реформы.
Хотя основной адресат книги — интересующийся православием европеец, она будет полезна и в России. Во-первых, тем читателям, представление которых о христианстве исчерпывается обывательскими штампами. А таких людей у нас сейчас подавляющее большинство. Книга архимандрита Плакиды — это не только доступное изложение истории «монашеского богословия», это живой, яркий призыв следовать традиции Отцов.
Во-вторых, читателями «Духовной традиции» будут церковные люди, для которых небезразлична проблема православия на Западе. Очень часто в полемике православных и католиков бывает сложно отделить существенные положения веры от вопросов обрядовой традиции и различий культур. Даже от богословски весьма образованных представителей Западной Церкви приходится слышать, что никакой существенной разницы между нами и нет — так, исторические ссоры, война цивилизаций... К сожалению, единственной внятной оппозицией такой релятивизации оказывается кондовый фундаментализм, с его твердой уверенностью в вечной гибели всех без исключения католиков начиная с 1054 года. Но так ли все просто?
Николай Солодов

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007



№ 23(372) декабрь 2007



№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008



№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006



№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



№ 6 (331) март 2006


№ 5 (330) март 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 23(324) декабрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005



№ 9 (310) май 2005


№ 24(301) декабрь 2004





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008