№ 15-16 (316-317) август 2005 / Чтение

Следующая статья...»

Легендарный настоятель Печерского монастыря

Книга воспоминаний о легендарном игумене Псково-Печерского монастыря архимандрите Алипии (Воронове) называется не совсем обычно —  «Архимандрит Алипий. Человек, художник, воин, игумен».  По словам авторов сборника, эта книга лишь приоткрывает некоторые страницы жизни выдающегося церковного деятеля ХХ века, и они надеются, что после знакомства с ней отзовутся многие люди, знавшие отца Алипия и сохранившие воспоминания о нем. Книга посвящена 90-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти архимандрита Алипия.

Архимандрит Алипий (Воронов) был настоятелем Псково-Печерского монастыря в один из сложнейших периодов жизни Церкви — с 1959 по 1975 годы. Благодаря дипломатическим и организационным талантам отца Алипия, Печеры, вопреки антицерковной государственной политике, расцветали и благоукрашались. Он пользовался высочайшим авторитетом среди епископата и братии и глубоким уважением — со стороны властей. По словам современников, отец Алипий был одним из немногих среди духовенства, к кому представители светской власти обращались по имени, полученному при постриге, а не по мирскому имени-отчеству.

Отец Алипий был открытым, доступным, простым и в то же время чрезвычайно аристократичным человеком. Он таким был, так выглядел и таким запомнился современникам. Интересны воспоминания о первой встрече с отцом Алипием художника Вачеслава Забелина: «Мы бродили среди картин итальянского Возрождения, французов и голландцев. Пили чай из какого-то рейнского сервиза в длинной зале готической библиотеки. Разговаривали об искусстве, закусывая фруктами из диковинных, казалось эрмитажных, ваз. Показывали свои абстрактные картинки на орнаментах арабского ковра, которые молча рассматривал огромный рыжий кот Коммунист. После приглашены были в уютную столовую с видом на монастырский сад, где пробовали заливного в сметане карпа из местного пруда, всевозможную снедь, кою по тем временам нашей жизни мы не должны были даже видеть. В разгар трапезы батюшка, хлопнув в ладоши, спросил у прислужницы: “А что, Нина, не принесешь ли нам бутылочку из подвальчика? Только бери, что в дальнем углу да с черной этикеточкой”. “Хорошо, батюшка, как благословишь”, — отвечала престарелая, но бойкая Нина.

И на стол было явлено то, что мы ни в этой, ни в последующей своей жизни, естественно, никогда не попробуем. А была это темная, подернутая плесенью бутылочка коньяка из личных царских погребов Зимнего дворца. Сам батюшка не стал, а нам, грешным, дабы как следует распробовать вкус, наказал выпить сей напиток, не отрываясь, из больших хрустальных фужеров».

А вот так описывает свою первую встречу с отцом Алипием известный московский искусствовед Владимир Студеникин: «Я увидел уже пожилого, но бодрого, улыбающегося человека, с глазами, искрящимися сквозь очки, с лихими усами, которые он частенько поправлял, закручивая, как Чапаев в фильме. В руках не посох, а просто палочка. Поверх подрясника —

короткая, как пелерина, мантия. На голове игуменская шапочка».

Отец Алипий был, несомненно, выдающейся и самобытной личностью. И многие его не любили за неординарные знакомства и поступки. Экскурсоводы в Псково-Печерском монастыре любят рассказывать паломникам о таких поступках отца архимандрита, которые со временем приобрели форму легенд. В книге они собраны в главе «Клемы жития». Вот некоторые из них.

 

* * *

Как известно, в застойные годы все совершеннолетние граждане в обязательном порядке должны были принимать участие в выборах, не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик для бюллетеней привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но новый секретарь обкома партии, возмущенный такой неподобающей чернецам честью, распорядился «прекратить безобразие». «Прекрасно», — сказал, узнав об этом архимандрит Алипий. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. А придя на избирательный участок, стали служить молебен. Чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», — ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, с песнопениями, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем урну для голосования стали снова приносить в обитель.

 

* * *

Почему космонавты, которые летали в космос, не видели Бога? На этот вопрос отец Алипий обычно отвечал: «В Советском Союзе Церковь по декрету отделена от государства. Мы свято соблюдаем этот декрет и можем заявить, что в программу космических полетов встреча с Богом не входила».

 

* * *

Однажды, когда отец Алипий стоял на балконе настоятельского дома, к нему подошел работник райисполкома и спросил об одном недоумении. Отец Алипий ответил ему: «Идите сейчас в город и, встретив первую попавшуюся женщину, спросите ее о вашем недоумении, и как она скажет, сделайте наоборот — это и будет правильно».

 

* * *

По утрам отец Алипий иногда давал келейнику Геннадию пачку трехрублевок, а сам со своего балкона наблюдал, как тот раздавал деньги нищим. Самые ловкие пристраивались по второму разу, а то и по третьему. Это умиляло отца Алипия.

 

* * *

Юрий Малков в своих воспоминаниях подтверждает, что эти истории абсолютно правдивы. «Заповедь о любви к ближнему архимандрит Алипий стремился исполнить в своей собственной жизни. Многие больные, неимущие, а также каким-либо образом материально пострадавшие нередко получали от него посильную, а порой и немалую помощь. Под балконом его наместничьего дома часто видели калек, убогих, самых разных обойденных судьбой людей. И наместник, несмотря на постоянные запреты властей, помогал им чем мог: кого кормил, кому помогал деньгами, а когда под руками их не было, шутил: “Еще не готовы — сохнут! Приходи-ка, раб Божий, завтра”».

 

Любя все прекрасное, отец Алипий собрал замечательную коллекцию произведений искусства, которую перед своей смертью передал в дар Государственному Русскому музею и Псковской картинной галерее. Трудами двух подвижников русской культуры — С.В. Ямщикова и В.А. Пушкарева — в Русском музее была организована выставка подаренных им произведений и издан ее каталог. К сожалению, имя отца Алипия, наместника Псково-Печерского монастыря, в 1975 году не могли назвать и написали его имя в миру — И.М. Воронов. Так коллекция значится и по сей день. Большинство сотрудников не знают судьбу человека, подарившего музею, среди прочих, две дивные картины В.Д. Поленова — «Мечты» и «Вернулся в Галилею в силе Духа».

Отец Алипий, будучи монахом, до конца жизни оставался художником. Игумен Роман (Загребнев) вспоминает о его кончине: «При блаженной кончине отягощенный многими недугами отец Алипий чувствовал себя очень тяжело, но зато испытал необыкновенную радость: увидел пришедшую к нему Пречистую Богоматерь. От радости он только и мог вскрикнуть келейнику: “Иван, давай быстрей карандаш, я с натуры напишу лик Богородицы!” Карандаш хотя и был подан вовремя, оказался ненужным, ибо душа отца Алипия уже отошла от многострадального тела».

 Книга не продается в магазинах —

желающие могут получить экземпляр книги, позвонив по телефону:

(095) 202-6125.

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика