Религии Мира
Вышел в свет новый выпуск ежегодника «Религии мира. История и современность». В сборнике опубликованы материалы конференции «Церковное право и государственное законодательство в истории России», посвященной 75-летию члена-корреспондента РАН Ярослава Николаевича Щапова.
С именем Я.Н. Щапова связано возрождение научных исследований по истории Церкви и церковному праву. Русская канонистика в XIX веке только приступила к исследованию памятников церковного права. Наибольший вклад здесь принадлежит профессору А.П. Павлову, опубликовавшему «Памятники русского канонического права». Издание и исследование греческих и славянских рукописей памятников канонического права было продолжено В.Н. Бенешевичем. Но ученому не дали закончить его работу — он был расстрелян в 1938 году. Я.Н. Щапов продолжил его работу. Он является автором более 400 научных трудов, возглавлял работу Центра истории религии и церкви ИРИ РАН и научного совета РАН «Роль религии в истории». Благодаря его деятельности история русского церковного права вновь стала предметом серьезных исследований — об этом свидетельствует и вышедший сборник.
Проблематика статей отражает разные подходы к исследованию церковного права и гражданского законодательства в области Церкви. В статье Л.В. Мошковой показаны те проблемы, с которыми сталкиваются ученые при описании Кормчих книг — основных для славянской традиции собраний канонических текстов. Анализу одной из редакции Кормчей посвящена статья И.М. Грицевской «Чудовская Кормчая и Иерусалимский устав в русской книжности XV — начала XVI в.» Особенностям применения Студийского устава в Киево-Печерском монастыре посвящена статья киевской исследовательницы М.М. Никитенко.
Другая тема, исследования по которой не прекращались и в советское время, — земельные владения Церкви. В статьях Д.Г. Давиденко, В.И. Иванова, Е.Б. Французовой говорится о правовом статусе этих владений и контроле государства над монастырскими и церковными владениям, о взаимоотношениях с крестьянами — владельцами земли. Сегодня эта тема вновь становится актуальной.
Особое значение имеет вопрос о христианизации народов России и о взаимоотношениях православия с другими конфессиями. В работах Н.Н. Байдаковой и К.В. Орловой рассматриваются особенности христианизации мордвы, татар, калмыков. Правительственное законодательство в отношении иноверных подданных в XVIII–XIX веках отличается локальностью и непоследовательностью. Одним из вспомогательных способов, применявшихся правительством для христианизации, было ограничение в правах иноверцев, хотя принцип веротерпимости не раз декларировался в царствование Екатерины II.
В статье И.Ю. Максимовой поставлена проблема взаимоотношений католиков и православных в Польше и распространение здесь практики перекрещивания.
Петровские преобразования, коснувшиеся всего церковного устройства, рассмотрены в статьях А.В. Морохина — о реакции духовенства и староверов на проведение податной реформы в Нижегородской губернии, и А.П. Богданова — о попытке последнего патриарха Адриана отстоять свою судебную независимость.
Законодательству, регламентирующему внутреннюю жизнь Церкви, посвящены работы
Д.А. Баловнева «Источники права Русской церкви о положении низшего духовенства в X–XV веках», Е.Б. Емченко «Внутренняя жизнь женских монастырей в России синодального периода: государственное законодательство и монастырские уставы»,
И.А. Курляндского «Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности». Попытки изменить церковное устройство в 1905–1918 годах, привести его в соответствие с каноническими нормами, и возникшие при этом проблемы рассмотрены в статьях А.Ю. Михайлова, И.А. Шершневой-Цитульской и Е.В. Беляковой.
Особенности советского законодательства о Церкви, поставившего всю образовательную, социальную и др. виды церковную деятельности вне закона, рассмотрены в статьях А.Л. Беглова и
О.Ю. Васильевой.
Помимо материалов конференции в сборник включены статьи, посвященные неисследованным страницам истории Церкви: позиции России по греко-болгарскому вопросу (Л.А. Герд), эфиопскому книгопечатанию (С.Б. Чернецов), канонизации святых на Поместном Соборе 1917-1918 годов (И.В. Семененко-Басин). В статье Н.Н. Лисового дана попытка осмысления связи Церкви с идеей империи.
Поставленные в сборнике проблемы показывают сложность взаимоотношений Церкви и государства, отразившуюся, в частности, в государственном законодательстве о Церкви. Дискуссии о месте Церкви в государстве, о каноническом устройстве Церкви, о значении канонического наследия, зазвучавшие ровно сто лет назад на Предсоборном Присутствии, сегодня вновь актуальны для церковной общественности. И надо надеется, что наследие русской канонистики вновь окажется востребованным.
|