№ 8 (285) апрель 2004 / Чтение

Следующая статья...»

Гарри Поттер: попытка не испугаться

Кого сегодня считают своими героями российские школьники? Этому был посвящен опрос, проведенный в Калининграде среди 1800 учеников 1—5-х классов в тех школах, где изучаются основы православной культуры. Ребятам было предложено несколько наиболее известных персонажей из сказок, мультфильмов и сериалов, которых нужно было распределить по степени популярности.

Выяснилось, что в рейтинге детских симпатий лидирует Гарри Поттер. Ему отдали свои предпочтения 40% отпрошенных. По мнению психологов, современным детям близка трактовка характера главного героя произведений Джоан Ролинг, который, в отличие, например, от персонажей русских народных сказок, активно нацелен на достижение поставленных целей и добивается результата с помощью своих уникальных способностей. Ее герои способны к настоящей дружбе, им свойственны самопожертвование и чувство долга.

Второе место школьники отдали мультфильму про семейство Симпсонов (24% опрошенных). И это тревожный факт, поскольку этот сериал разрушает традиционное представления о семье. Главная героиня телесериала «Дикий ангел» Милагрес получила 22%. Всего на один процент отстает от нее Иван-Царевич. 15% школьников высказались за Варвару-Красу.

Более 10% детей своими любимыми героями назвали различных монстров и чудовищ, что, как утверждают психологи, свидетельствует о переживаемых ими страхах и агрессивности.

 

В последнее время «поттеромания» увлекла множество людей в разных странах мира. Миллионы детей и взрослых в восторге от приключений этого юного героя, обучающегося в волшебной школе. С другой стороны, морализаторы всех мастей яростно критикуют Поттера и готовы сжечь книги, представляющие, по их мнению, практическое пособие по магии для начинающих.

И в России споры о Гарри Поттере были настолько жаркими и всеобъемлющими, что, казалось, ничего нового и интересного высказать невозможно.

Диакон Андрей Кураев уже неоднократно заявлял о своей позиции в многочисленных газетных публикациях и телевизионных выступлениях. Однако в недавно вышедшей книге «Гарри Поттер: попытка не испугаться» его аргументы представлены наиболее четко и полно. Книга, выпущенная издательством «Андреевский флаг», ориентирована на самого массового читателя.

Прежде всего, на мой взгляд, интересно то, что автор рассматривает острые проблемы этики, религии и культуры на материале детской сказки. Он скрупулезно препарирует «поттеровскую» тему, не боясь, что его утверждения вызовут новый виток дискуссии.

Разговор не замыкается в рамках творчества Джоан Ролинг. Говоря о своем восприятии «Гарри Поттера», Андрей Кураев отвечает на многие скользкие, подчас провокационные вопросы. Что представляет собой эта книжка — учебник, который учит колдовству, или всего лишь сказку? Кому и чем опасен «Гарри Поттер»? Можно ли предъявить этой книге хоть одно «благочестивое» обвинение? Допустимо ли впускать идеологическую цензуру в сказочный мир? Андрей Кураев рассуждает о том, какой «способ реакции на подобные ситуации должна выработать Церковь» и является ли «линией фронта» граница между Церковью и нехристианской культурой. Он пытается взглянуть на волшебный мир сказок с разных сторон.

Мы традиционно считаем русские народные сказки гуманными произведениями. Отрицательному персонажу здесь всегда противостоит народный герой, а добро побеждает зло. Однако, внимательно изучив наши сказки в их фольклорном, «действительно народном варианте», Андрей Кураев пришел к выводу, что никогда «в жизни не читал более безнравственной литературы». В русских сказках полным-полно жестокости, корысти, лукавства. Их герои «берут прямые уроки у бесов», «предпочитают обращаться к магии», «сплошь и рядом по своей охоте прислушиваются к нечистой силе». По мнению автора, однозначно утверждать, что Гарри Поттер — это плохо, а русские сказки — хорошо, может только тот, кто поверхностно знает материал.

А чего, собственно, мы испугались?  «Просто того, что где-то рядом с нами кто-то читает детские сказки, в которых действуют персонажи языческих мифов»? Легче всего истерично кричать об очередной страшной угрозе «христианским» детям и панически запрещать им читать книги о юном волшебнике. Однако многовековая традиция русского православия учит воспринимать жизнь во всем ее многообразии («ну, не все святые и не все свято») и «терпеть эту пестроту». Сказка во все времена манила, притягивала детей, и всегда в ней действовали волшебные герои и фантастические силы. Это обычай, традиция, которую глупо критиковать и невозможно изменить. При  желании можно «разгромить любую сказку», но реакция взрослых людей несопоставима с детским восприятием. Сказка — это всего лишь волшебный мир детства, и оценивать ее нужно по законам того «магического» пространства, в котором развивается сюжет и действуют вымышленные герои. Чтобы адекватно говорить о волшебном мире Ролинг, нужно оставаться в душе ребенком, смотреть на эти книжки детскими глазами и помнить, что в сказке «все понарошку». Тогда уйдут банальность и категоричность «взрослых» оценок.

Самое главное, что в книге Ролинг нет «экспериментов с размыванием добра и зла. Общечеловеческие принципы нравственности в ней прописаны безупречно», — считает Андрей Кураев.

Критическое отношение к этому произведению вполне объяснимо и допустимо, но глупо «каждую строчку сказки сопоставлять с православным катехизисом». Создатели многих «антиролинговских опусов» выходят за рамки этики, а их выводы подчас вообще противоречат христианскому учению. Автор признается, что «ему стыдно, когда... от имени твоей веры твои единоверцы говорят глупость», а их аргументы основаны на лжи, переосмыслении текста или предвзятом его толковании. «Но если доказать оккультный характер этой сказки удается лишь с помощью таких необычных средств, значит, сама-то сказка обычна», — заключает Андрей Кураев. И от сказочной темы переходит к более серьезному вопросу о том, что в православной среде в последнее время создается слишком много поводов для того, чтобы запугать людей: «начиная с Интернета, фотовспышек, ИНН и кончая сказками». В этих «волнах страха» он усматривает «симптом серьезной болезни» и восклицает: «Мне кажется необходимым защитить честь своей родной Церкви — от имени которой говорят ложь и дурь».

Феноменальный успех сказок о Гарри Поттере поставил перед сложным выбором не только церковных проповедников, но и педагогов. Какую позицию предпочесть — запретить читать эти книжки ребенку или все же разрешить? Андрей Кураев выражает свой взгляд предельно ясно: «Книги Ролинг раскрывают пространство, в котором можно вести диалог. В это пространство уже вошли миллионы детей. Вытащить их оттуда «анафемами» невозможно... А если вы будете ее вместе читать и вместе... переживать — то у вас будет возможность корректировать реакцию маленького читателя так, чтобы не книжка воспользовалась им, а ребенок — книжкой».

По признанию Андрея Кураева, он не встретил в книгах английской писательницы «ничего, что вызвало бы возмущение». Однако он не ставит перед собой цель защищать книги Ролинг от неумных нападок, а ведет речь о более серьезных вещах. Нужно, чтобы то, что произошло с «Гарри Поттером», стало своего рода уроком для нас и научило отделять главное от второстепенного в более важных вопросах. Творчество английской писательницы — это не повод для того, чтобы стоять по разные стороны баррикад, а всего лишь поле для дискуссии. Ведь «единство Церкви определяется единством нашей веры во Христа, а не единообразием наших суждений о сказках». И если вы полюбили эту книгу, то спокойно читайте ее, не изводя себя мыслями о том, что вы делаете что-то нехорошее, выходящее за рамки разрешенного или одобряемого Церковью. «Слухи о «нетерпимости» Православия преувеличены».

Думаю, что новая книга диакона Андрея Кураева адресована не только бдительным родителям и строгим школьным учителям, но и читателям, еще не познакомившимся с творчеством Джоан Ролинг. Им-то после всех аргументов «за» и «против» будет интересно взять в руки первоисточник. А раз детям «Гарри Поттер» нравится, значит, «есть в этой сказке добро и свет».

 

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008