№ 24 (277) декабрь 2003 / Чтение

Следующая статья...»

Православная культура в светской школе

 

Конференция «Православная культура в светской школе» проходила в рамках XI Международных Рождественских образовательных чтений по направлению «Православное воспитание и образование». Учредителями конференции выступили Министерство образования РФ, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского».

Участники конференции подчеркивали: необходимо отстоять решение о введении курса православной культуры и как можно быстрее осуществить его на практике.

При этом очень важно ясно представлять себе юридическую сторону дела. В выступлениях участников конференции убедительно показано, что Конституция и законодательство Российской Федерации нисколько не препятствуют изучению православной культуры в государственных учебных заведениях, хотя противники этого предмета и утверждают обратное. Следует подчеркнуть, что в западноевропейских странах, на опыт которых у нас сегодня принято ссылаться как на образец демократии, религия преподается в государственных школах в качестве обязательного предмета.

Отмечалось, что каждому жителю России, к какому бы вероисповеданию он ни принадлежал, было бы полезно знать православную культуру. Новый курс — это не Закон Божий, он не преследует миссионерских целей, но знать традиции своей страны необходимо каждому. Конечно, право определять,  изучать или не изучать православную культуру, должно принадлежать учащимся и их родителям. Они и только они должны решать этот вопрос.

Нынешняя система российского образования делает упор на обучение, а не на воспитание. «Сегодня в школе практически не ведется духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками и сохраняемый в семьях, почти исчерпан», — сказал митрополит Курский и Рыльский Иувеналий. Помочь детям уклониться от зла (Пс. 33, 15), приобрести невосприимчивость к нему и научиться творить добро можно одним-единственным способом: дать школьникам полноценное духовно-нравственное воспитание.

«Одна из важнейших задач изучения православной культуры — выявление духовной основы русского языка, — считает митрополит Иувеналий. — Надо стремиться к тому, чтобы дети не только знали о православии, но и чувствовали, что это — жизнь их предков. Много интересного и назидательного можно почерпнуть в истории храмоздательства. Первостепенное дидактическое значение всегда имело на Руси изучение житий святых. Полезно было бы включать жизнеописания местночтимых святых в программы регионального компонента. Помимо решения воспитательных задач, это открыло бы путь к молитвенному общению с небесными покровителями родного края».

Организация преподавания курса православной культуры требует решения целого ряда вопросов. Церковные структуры и органы управления образованием могут и должны теснейшим образом взаимодействовать в решении вопросов духовно-нравственного воспитания. Необходимо создание советов по изучению православной культуры на всех уровнях — начиная с общегосударственного и заканчивая школьным. Церковь призвана систематически и в широком объеме работать со школами, используя дореволюционный опыт.

На конференции ставился вопрос о повсеместном преподавании предмета «Православная культура» в государственных школах в общей сетке часов. «Православной культуре можно и нужно учить за счет государства», — полагает заместитель министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнев. В его докладе на конференции отмечалось, что спустя 5—10 лет школьник будет иметь возможность получить через интернет любую информацию из любой точки мира. Нужно вовремя позаботиться о духовной безопасности наших детей. Ребенок имеет право не только на знание, но и на незнание. Он имеет право не знать то, что ему повредит, что ему небезопасно.

Одна из самых серьезных проблем, связанных с преподаванием православной культуры, — проблема кадров. Чтобы среди учителей православной культуры не оказалось случайных людей, нужно разработать тщательно продуманную систему подготовки преподавателей этого предмета. Участники конференции видят несколько путей решения кадровой проблемы. Один из них — подготовка учителей на курсах повышения квалификации. Другой — получение второго высшего образования. Третий путь — обучение на религиоведческих и теологических факультетах и отделениях вузов. Нужно продумать вопрос о педагогической подготовке будущих религиоведов, которая дала бы им возможность преподавать в школах.

Предстоит решить и такую проблему, как издание учебников православной культуры и методических пособий по изучению этого предмета для всех классов общеобразовательной школы. При подготовке учебных пособий нужно следить за тем, чтобы их содержание строго соответствовало названию. То есть они должны быть именно православными учебниками и раскрывать вопросы православной культуры. Хотя по методологическим приемам и по форме изложения материала эти учебные пособия могут носить культурологический характер, так как предназначаются для использования в светской школе. Только это и должно отличать их от внутрицерковных пособий, написанных в гомилетическом или апологетическом стиле. Все учебники православной культуры и пособия по изучению этого предмета должны проходить экспертизу как в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, так и в Министерстве образования РФ.

Необходимо хорошо укомплектовать школьные библиотеки православной литературой. При этом потребуется финансовая помощь со стороны государства и частных спонсоров. Конференция показала, что на местах уже накоплен значительный опыт преподавания основ православной культуры и духовно-нравственного воспитания учащихся, в том числе на уроках русского языка, литературы и истории, с опорой на Священное Писание, творения святых отцов и современных подвижников благочестия.

Публикация материалов конференции поможет школьным учителям, преподавателям высших учебных заведений, работникам государственных структур лучше сориентироваться в решении комплекса сложных вопросов духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008