№ 23(276) декабрь 2003 / Чтение

Следующая статья...»

Сказка для взрослых святителя Николая

 

Святитель Николай Сербский (Велимирович, 1880—1956) — вдохновенный проповедник, глубокий богослов и духовный писатель. В своих книгах «Моление на озере», «Духовные беседы», «Мысли о добре и зле» и других он раскрывает подлинное православное миросозерцание. Книга святителя Николая «Земля недостижимая» с подзаголовком «Современная Сказка для взрослых» была опубликована в 1950 году в Канаде и впервые переведена на русский язык.

Планируя вторжение в Югославию, Гитлер приказал уничтожить сербскую интеллигенцию и обезглавить Сербскую Православную Церковь. Вскоре после оккупации патриарх Гавриил и епископ Жичский Николай (Велимирович) были арестованы и отправлены в концлагерь Дахау.

Святитель Николай Сербский назвал свою книгу о Второй мировой войне современной сказкой для взрослых. Казалось бы, сюжет книги далек от сказочного. В ней рассказывается о суде в фашистском концлагере над сербом Спасом Спасовичем — партизаном, философом, богословом. Но капитан Спас Спасович — вымышленный герой, мы понимаем это с первых страниц книги. Главы, в которых описывается судебный процесс, чередуются с главами из рукописи Спаса, посвященной острейшим нравственным и религиозным проблемам. На фоне событий, происходящих в концлагере, автор раздумывает о судьбах народов Европы, отвергнувших Христа, о свободе и милосердии, о величии Бога и кознях врага, заманившего людей миражом «рая на земле» в пропасть ада.

Суд длится семь дней, и мы понимаем, что это не случайный символ. От бесчеловечных пыток Спас Спасович все больше теряет силы. Но с каждым днем все горячее становится его проповедь: «С тех самых пор, когда мой народ принял крещение и начертал крест на своем знамени, он видел в личности Христа истину... Ею он жил, о ней перед миром свидетельствовал словом и поведением, ее украшал дивными храмами, ее воспевал, перед ней плакал, за нее боролся, за нее умирал».

На пятую ночь — ночь с четверга на пятницу — «Спаса Спасовича не ввели, но внесли в зал суда. От тяжких побоев руки и ноги отказывались ему служить. Поэтому конвоиры внесли его в гробу. Гроб был мелкий из-за экономии дерева в соответствии с приказом командования. Отекшие неподвижные руки Спаса были раскинуты в стороны, и он выглядел, как распятый».

На седьмую ночь Спас сам приходит на допрос и говорит: «Я воскрес, господин полковник. Я был мертв, а теперь ожил. Спаситель вернул мне жизнь. Сегодня утром, на рассвете, Он пришел к моему гробу, коснулся моего лба и воззвал: “Спас, встань и иди здоров и весел”».

Суд признал обвиняемого невиновным, но дальнейшая его судьба  покрыта тайной. «Некоторые утверждали, что его убил тот самый гестаповец; другие говорили, что он дожил до 1945 года и вернулся в горы, чтобы продолжить борьбу за свободу своего народа. Однако есть мнение, что он принял постриг и как монах живет в каком-то монастыре. Как бы то ни было, — пишет святитель Николай, — известно, что ни смерть, ни люди не имеют власти над Спасом Спасовичем».

На обложке этой небольшой по объему книги уникальная фотография 1941 года — епископ Жичский Николай под конвоем немецкого солдата в монастыре Жича.

 

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008