№ 22(275) ноябрь 2003 / Чтение

Следующая статья...»

Поправки в служебнике

 

Издательский Совет Русской Православной Церкви продолжает издание богослужебной литературы. В 2003 году вышли в свет Богослужебные Минеи, а также получен тираж аналойного Служебника. При переиздании в новый Служебник были внесены определенные изменения, о которых рассказывает заведующая Богослужебно-календарным отделом Людмила Медведева.

В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 29 января 2002 года на протоколе заседания Епархиальной Богослужебной комиссии г. Москвы внесены изменения в текст диаконского прошения «Спаси, Боже...» и священнической молитвы «Владыко Многомилостиве...». Эти литийные молитвы пополнены именами особо чтимых в народе святых, прославленных в последние годы. Литийные молитвы читаются теперь следующим образом:

 

Диаконское прошение

Спаси, Боже, люди Твоя... предстательствы... иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго Митрополита Киевскаго; Первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета, Иннокентия и Макария; святителей имярек (епархиальных); святых славных и добропобедных мучеников, новомучеников и исповедников Российских, Владимира, митрополита Киевскаго, Вениамина, митрополита Петроградскаго, Петра, митрополита Крутицкаго, Илариона, архиепископа Верейскаго; святых царственных страстотерпцев; преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары; преподобных и богоносных отец наших, преподобных отец старцев Оптинских; святых праведных Иоанна Кронштадтскаго и Алексия Московскаго; святыя блаженныя Ксении Петербургския и Матроны Московския; святых и праведных богоотец Иоакима и Анны...

 

Священническая молитва

Владыко Многомилостиве... предстательствы... иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго Митрополита Киевскаго; Первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета, Иннокентия и Макария; святителей имярек (епархиальных); святых новомучеников и исповедников Российских, Владимира, митрополита Киевскаго, Вениамина, митрополита Петроградскаго, Петра, митрополита Крутицкаго, Илариона, архиепископа Верейскаго; святых царственных страстотерпцев; преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары; преподобных и богоносных отец наших, преподобных отец старцев Оптинских; святых праведных Иоанна Кронштадтскаго и Алексия Московскаго; святыя блаженныя Ксении Петербургския и Матроны Московския; святых и праведных богоотец Иоакима и Анны...

 

В соответствии с той же резолюцией внесены изменения в текст литургии — в диалог священника и диакона в конце Херувимской песни, по перенесении Честных Даров на престол. Суть изменений в том, что теперь диакон обращается к священнику, как к совершителю Таинства, со словами: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя», — на что священник отвечает: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего». В Чиновнике архиерейского священнослужения этот диалог имеет аналогичную форму (сослужащие иереи или протодиакон желают предстоятелю благодатной помощи при совершении главного христианского Таинства).

Вопросу о вкравшейся в текст литургии неточности было посвящено немало публикаций как в церковной печати (Деснов Н., прот. Недоуменный вопрос из чина литургии святого Иоанна Златоуста // Богословские труды. М., 1968. Сб. 4. С. 181—189; Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1), так и в светской (Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 19782. P. 301—306. (Orientalia Christiana Analecta; 200); Слуцкий А.С. Диалог священнослужителей после Великого входа в славянских Служебниках XIIIXIV веков // Христианский Восток. СПб., 2001. Т. 2 (VIII)). Согласно древней традиции, засвидетельствованной во множестве рукописей, после того как приготовленные Дары принесены и поставлены на престол для освящения, сослужащие желают предстоятелю благодатной помощи при совершении главного христианского Таинства, и это выражается в произнесении слов: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя» (Лк. 1, 35). Но, в то время как в Чиновнике архиерейского священнослужения распределение слов в диалоге печатается правильно (сослужащие иереи или протодиакон говорят слова из Евангелия от Луки служащему архиерею), в Служебнике в силу разных причин распределение слов нарушилось — предстоятель-священник сам должен был желать диакону благодатной помощи, хотя тот не совершает Таинства.

 

Диалог священника и диакона в конце Херувимской песни, по поставлении Даров предложения на престоле (в исправленном виде)

И отдав кадильницу, приклонив главу, <иерей> глаголет диакону:

Помолися о мне, брате и сослужителю.

И диакон к нему:

Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя.

И священник:

Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего.

Таже и диакон, поклонив и сам главу, держа вкупе и орарь треми персты десницы, глаголет ко священнику:

Помяни и мя, владыко святый.

И священник:

Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков.

Диакон же, рек: Аминь, и целовав десницу священника, исходит северными дверьми и, став на обычном месте, глаголет:

Исполним молитву нашу Господеви.

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в литургии свт. Василия Великого упорядочено одно из пояснений для священнослужителей. В прежних изданиях Служебника большого формата говорилось, что, произнося слова «Хлеб убо сей, самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», священник знаменует Святый Хлеб трижды. (В других изданиях, в частности в Служебнике малого формата, слова «трижды» нет. Нет этого слова и в архиерейском Чиновнике.) Теперь слово «трижды» в указанном месте изъято, что делает текст наших богослужебных книг единообразным.

Кроме того, для удобства священнослужителей в благодарственные молитвы в конце литургии свт. Василия Великого добавлен Богородичен «Предстательство христиан...».

Издание однотомное (464 с.), большого формата, в твердом переплете; текст по традиции отпечатан в две краски.

 

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006






 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008