Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета. «Интеграция богословского образования Русской Православной Церкви в систему российского образования»
Религиозная определенность человека является высшим и, вероятно, самым универсальным проявлением его духовных устремлений, а Церковь — сферой его религиозного формирования, нравственного воспитания и, в конечном итоге, интеллектуального становления.
Сегодня наука играет в нашей жизни огромную роль — и это справедливо и не может не радовать. Но иногда людям представляется, что науке подвластно решение всех и всяческих вопросов бытия, и научные методы начинают применять к темам, к которым они явно не применимы. Подобно тому, как не приемлемы методы физических наук к человеческой душе.
Нам представляется, что существующий отрыв науки и культуры от религии — результат того, что люди сузили свое видение вещей. Святой Максим Исповедник еще в VI веке говорил о том, что человек создан из двух стихий: духовной, которая его сродняет с Богом, и физической, которая сродняет его со всем сотворенным миром. И роль человека — весь сотворенный мир одухотворить, весь сотворенный мир привести к Богу.
В последнее время достаточно много говорят и пишут о культуре воспитания — с самых разных точек зрения, но, как правило, в связи с проблемой подрастающего поколения. Но если понимать культуру воспитания как овладение человеком процессами своего поведения, то становится ясным, что и воспитание, и образование, и религиозное формирование суть три основных фактора, противостоящих темной, не преображенной стихии природы, т.е. противостоящих тенденциям распада и разрушения, стремящихся обратить в хаос человеческое существование.
В связи с этим, проблемы православного образования стали общезначимыми и актуальными, как никогда прежде. Мы пришли к пониманию, что Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны.
Общественная жизнь России на протяжении многих веков имела отличительную особенность. Государственная власть и Православная Церковь совместно ревностно заботились о просвещении народа и ступень за ступенью вели его к духовному совершенствованию. Государство активно использовало содержащиеся в сокровищнице Священного Предания Церкви высочайшие духовно-нравственные истины, их зримые образцы в лице святых Православной Церкви, совершавших духовный подвиг, часто сопряженный с борьбой за государственные и национальные интересы России. Российское образование было единым, имеющим тесное взаимодействие учреждений государственного общеобразовательного и высшего, богословского (духовного) и частного образования.
В настоящее время в области образования действуют три принципа государственной политики, имеющие существенное значение для обсуждаемой нами проблемы. Они продекларированы в статье 2-й закона Российской Федерации «Об образовании». Это:
1. «Единство федерального культурного и образовательного пространства».
2. «Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
3. «Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
Однако можно констатировать тот факт, что нашей страной было утрачено единое образовательное пространство, существовавшее в царской России, где все его составляющие были тесно взаимосвязаны, служили общенациональным интересам и имели соответствующее правовое, экономическое и содержательное государственное регулирование.
В правовом демократическом государстве, к построению которого стремится Россия, отношения государства и общества необходимо строить на основе совместного поиска наиболее оптимальных решений государственных и общественных проблем, в том числе и находящихся в сфере образования. Нужна активизация процессов взаимной интеграции государственного, негосударственного общего и религиозного образования, богословского (духовного) образования в единое образовательное пространство России.
Однако в настоящее время регулирующие образовательную деятельность нормативно-правовые акты и документы предполагают, что религиозное образование в основном осуществляется в учебных заведениях религиозных организаций (которые зарегистрированы как религиозные организации или как негосударственные образовательные учреждения), либо самими религиозными организациями в помещениях государственных и муниципальных школ, но вне их образовательной программы.
Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает механизмов государственного регулирования содержания религиозного образования в рамках государственного стандарта общеобразовательных дисциплин в духовных (богословских) учебных заведениях, кадрового обеспечения основ религиозного образования в негосударственных образовательных учреждениях, осуществляющих религиозное образование. Не обеспечены равные условия функционирования образовательных учреждений разного типа. Все это создает благоприятную почву для внедрения в образовательную среду экстремистских идей и дальнейшего их распространения, широкого участия в религиозном образовании нетрадиционных для народов России религиозных организаций и сект. Приводит к преимущественно платному религиозному образованию для детей верующих граждан.
Оторванность сферы религиозного образования от единого государственного образовательного пространства Российской Федерации неблагоприятно сказывается на качестве образования в религиозных учебных заведениях, приводит к социальной незащищенности преподавателей, работающих в них, по сравнению с кадрами государственной образовательной системы.
На наш взгляд, представляется целесообразной поэтапная интеграция религиозного образования с государственной и муниципальной системами образования и формирование единого образовательного пространства Российской Федерации, что возможно осуществить через:
— государственное лицензирование и аккредитацию всех учреждений сферы образования;
— переход учебных заведений, учрежденных религиозными организациями, на государственные образовательные стандарты в преподавании ряда общеобразовательных дисциплин;
— оказание им помощи в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, в подготовке кадров;
— признание дипломов и ученых степеней, присваиваемых ими, Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации;
— развитие спектра культурологических учебных курсов религиозной направленности, преподаваемых в рамках вариативной части образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Спецификой изучения православной культуры и истории православия в светской школе по отношению к религиоведению является ориентация содержания образования на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о православии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям российской культуры, в том числе и православной. Формирование и развитие российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности, использование положительного духовно-нравственного потенциала невозможно без овладения основами православной культуры и этики. В связи с этим, изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с духовными учебными заведениями, отделами религиозного образования и катехизации епархий Русской Православной Церкви. Особенно это важно в области подготовки педагогических кадров и разработки содержания образования, его учебно-методического обеспечения, для достижения необходимого качества знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры и истории православия.
Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфере образования должно включать в себя и взаимно согласованное решение кадровых вопросов с целью подготовки специалистов для преподавания в образовательных учреждениях разных типов религиозной культуры и курсов, предусмотренных государственным стандартом «Теология». Благодаря введению в 1993 году государственного стандарта по направлению «Теология» в настоящее время существует сложившаяся система подготовки конфессионально ориентированных кадров для различных уровней образования. На сегодняшний день 17 вузов получили лицензии и ведут образовательную деятельность по этому направлению. Также Министерством образования Российской Федерации разработана и утверждена программа «Эксперт в области теологии» в рамках дополнительного образования, которая предназначена для переподготовки преподавателей философии, истории, филологии, культурологии и др. Особые возможности такая система переподготовки открывает для военных специалистов, которые могут получить дополнительно к профессиональным знаниям еще и теологические, что сегодня особенно актуально для армии.
Представляется также важным присутствие в регулирующих образовательную деятельность нормативно-правовых актах и документах разделов, касающихся вопросов религиозного образования, получения знаний о религии в светской школе, например, учебно-методического обеспечения, научно-педагогических исследований, подготовки кадров и другого.
В связи с процессами развития православного образования и вхождения его в российскую систему образования появилась необходимость создания единой координированной системы духовного образования и в Русской Православной Церкви. В результате началось осуществление новой концепции богословского образования.
Суть концепции заключается в том, что духовная семинария преобразована в пятилетнее учебное заведение. Духовная же академия, продолжая богословское образование, приобретает специализированный характер.
Помимо общих вопросов о совершенствовании духовного образования, важнейшей задачей нынешнего периода становится задача взаимодействия со светской системой высшего и среднего образования, в том числе и в связи с открытием в них теологических факультетов или отделений.
Важнейшим направлением работы в этот период стала разработка Свято-Тихоновским богословским институтом государственного стандарта по специальности «теология». Пользуясь случаем, я хотел бы особо отметить ту важную роль, которую сыграли при подготовке стандарта ректор прот. Владимир Воробьев и ряд преподавателей возглавляемого им института.
Важно отметить, что в процессе выработки теологического стандарта речь шла о его применении не только для теологических факультетов в светских вузах, но и в духовных школах. При этом внедрение стандарта открывало для духовных школ возможность получения их выпускниками дипломов о высшем образовании государственного образца, что означает государственное признание духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В начале 2002 года государственный стандарт «Теология» был утвержден Министерством образования Российской Федерации. После чего появилась возможность практической реализации государственной аккредитации духовных учебных заведений. Считаю необходимым подчеркнуть, что это вопрос не технический. Более того, аккредитация духовных школ — это новая парадигма отношений Церкви с государством и обществом в жизненно важной для них сфере образования.
Относительно перспективы государственной аккредитации духовных школ на основе стандарта «Теология» существовали и поныне существуют недоумения и возражения, как в церковной среде, так и вне Церкви. Доводы церковных людей сводятся, как правило, к опасениям, что введение государственного стандарта приведет к размыванию традиций духовной школы и даже к ее секуляризации, и соответственно, они полагают предпочтительным сохранять традицию размежевания светского и духовного образования. Светские же критики считают, что религиозные организации, несмотря на их отделение от государства, якобы, требуют государственной поддержки своих интересов в сфере образования, и, вопреки светскому характеру высшего образования, подталкивают государство к клерикализации и даже якобы провоцируют рост межрелигиозной и межконфессиональной напряженности, требуя для себя особых привилегий.
Принятие стандарта никоим образом не означает секуляризации духовного образования, в применении к духовным школам это означает лишь возможность получить официальное, государственное подтверждение того, что тот уровень знаний, который получает выпускник духовной школы по перечню светских гуманитарных предметов, соответствует уровню светской высшей школы. То есть государство не вносит никакого регулирования в сферу собственно религиозных предметов, а судит о них по аналогии: раз в сфере светских предметов, в светском компоненте, все соответствует уровню и формальному стандарту светской высшей школы, то и в дополнительном, религиозном, — очевидно, так же. То есть суть стандарта — в выделении компонента светских предметов из числа всех изучаемых в семинариях и определении перечня требований именно для него. Таким образом, процесс аккредитации никоим образом не вмешивается в собственно религиозную сферу. Стандарт «Теология» — это документ, который подготовлен Церковью, он выделяет из обычного учебного плана духовных школ ту часть, которую Министерство образования Российской Федерации согласилось признавать светской. Это очень большое достижение Церкви и, кстати, знак того, что взаимодействие Церкви и государства вполне возможно и в других значимых сферах жизни.
Но, как я уже заметил выше, существуют возражения и со стороны светских критиков аккредитации духовных школ. Я далек от мысли, что эти возражения вызваны недоверием к Церкви или негативным к ней отношением, скорее — недопониманием сути того, что делается Церковью.
Что можно сказать по сути этих возражений? Утверждение о том, что образование может быть только государственным, является реликтом тоталитарного прошлого. Уже сейчас существует целая сеть негосударственных, в том числе и частных, национально, культурно и религиозно ориентированных высших, средних и специальных учебных заведений. Роль государства в отношении этих школ — определять тот стандарт, в соответствии с которым они могут быть признаны соответствующими уровню высшего, среднего и прочего образования. Подчеркнем, не уровню государственного образования, а уровню, определенному государством в качестве стандарта. Речь не идет о том, что духовное образование будет рассматриваться как обязательное для тех, кто его получать не желает. Речь идет о том, чтобы православные верующие, являющиеся полноценными гражданами своей страны, а не маргиналами или изгоями, получили признание своей образовательной деятельности, как деятельности общественно значимой.
Будучи сформулирована таким образом, наша позиция никоим образом не противоречит позиции государства в этом вопросе, о чем свидетельствуют идеи, высказанные в докладе, подготовленном в Государственном Совете Российской Федерации, «Образовательная политика России на современном этапе», из которого позволю себе привести ряд выдержек:
«В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности».
Итак, позиция, заявляемая в цитировавшемся докладе, совершенно созвучна с нашим пониманием взаимодействия Церкви и общества в сфере образования. Что же действительно является проблемой, так это то, что многие нынешние критики деятельности Церкви в ее взаимоотношениях с обществом настолько свыклись с уходящими реалиями богоборческого прошлого, когда Церковь жестоко преследовалась, что не могут допустить и мысли о том, чтобы Церковь заняла достойное место в обществе. Отсюда стремление некоторых нейтрализовать Церковь, не допустить расширение, ее взаимодействия с обществом и государством.
Таким образом, вопрос об аккредитации — вопрос в значительной степени о будущем Церкви, как в смысле существенного повышения образования священнослужителей, а значит и общего уровня паствы, так и в отношении перспективы церковного свидетельства в современном обществе.
Конечно, интеграция богословского образования в систему российского образования является очень сложным процессом, но нам необходимо идти по этому пути, если мы хотим в будущем построить гражданское общество, члены которого осознают ответственность за свой религиозный выбор. Богословское образование должно стать одним из ключевых элементов российского образования, именно той его составляющей, которая, в конечном итоге, станет залогом обеспечения мира, согласия и стабильности в нашем обществе.
|