Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам XIV богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии
(Санкт-Петербург, 18–24 сентЯбрЯ 2008 г.)
Досточтимый Архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма!
Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Владимир!
Дорогие участники диалога!
Сердечно приветствую вас по случаю открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.
На протяжении многих лет отношения между нашими Церквами проникнуты взаимным уважением и пониманием, что находит выражение в различных формах межхристианского сотрудничества. Важнейшей частью этих добрых взаимосвязей являются богословские собеседования. Доктринальный диалог между нашими Церквами, история которого насчитывает без малого сорок лет, всегда рассматривался нами как процесс совместного глубокого осмысления богословских и общественных проблем, в разное время встававших перед христианами.
За годы, истекшие с начала диалога, многое изменилось — как в жизни наших Церквей и стран, так и во всем мире. Именно поэтому представители наших Церквей на собеседовании в 2002 году сочли правильным подвести итог сделанному и наметить будущие перспективы диалога. В частности, было решено «сообща исследовать область христианской антропологии, включая православный и лютеранский взгляд на свободу человеческой воли и ее связь с домостроительством спасения». Собеседование, которое проходило в Финляндии в 2005 году, было посвящено теме «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность». Тема нынешнего собеседования — «Свобода как дар и ответственность. Права человека и религиозное воспитание в христианской перспективе» — продолжает глубокое осмысление проблем, которые стоят в центре дискуссии о ценностях и этике, развернувшейся сегодня среди людей, именующих себя последователями Христовыми.
Тема свободы человека, его выбора между добром и злом всегда была одной из основных в христианском богословии, начиная с эпохи древних Отцов Церкви. В наши дни она стала особенно актуальной, поскольку стандарты мировоззрения и поведения человека, диктуемые секулярным миром, зачастую входят в противоречие с христианским взглядом на человека, общество и нравственные ценности.
Наша Церковь чрезвычайно серьезно восприняла ситуацию, когда человеческая свобода стала истолковываться как возможность жить в соответствии с любыми, даже весьма греховными, прихотями человека. Однако в христианском понимании свобода есть одно из проявлений образа в человеческой природе всеблагого Бога, Который призывает нас: «Уклонись от зла и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс. 36, 27).
Богословский анализ свободы выбора и внутренней свободы от греха был дан в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, принятых Архиерейским Собором в июне 2008 года. В этом документе также излагается глубокий православный взгляд на развитие и реализацию концепции прав человека.
Не менее важным представляется вопрос христианского воспитания, являющийся одной из тем нынешнего собеседования. В правильном воспитании и образовании молодого поколения закладываются основы общества, способного ориентироваться в своей жизни на идеалы правды и добра. Такое общество должно не только стремиться к житейскому успеху, но и быть способным к вере, милосердию и состраданию. Оно призвано не только проявлять терпимость к различным мнениям, но и уметь отстаивать свои жизненно важные принципы и идеалы. В связи с этим хотел бы напомнить слова известного русского подвижника святителя Феофана Затворника: «Воспитание из всех дел самое святое».
Желаю вам помощи Божией в рассмотрении насущных для современного христианина богословских вопросов. Выражаю надежду на дальнейшее развитие добрых отношений между нашими Церквами и народами.
Алексий,
Патриарх Московский и всея Руси
18.09.2008
|