№ 3 (304) февраль 2005 / Выставки и конференции

Следующая статья...»

«Костромская икона» в Москве

C 1 по 10 февраля в выставочном зале «Новый Манеж» в Москве прошла выставка «Костромская икона». По количеству участников выставку по праву можно назвать всероссийской. На ней было представлено более 100 икон из церковных, музейных и частных коллекций девяти городов России.

Костромская икона — яркое явление русской художественной культуры позднего Средневековья. Кристаллизация ее стиля произошла в творчестве  знаменитых мастеров настенного письма XVII века: Любима Агеева, Василия Ильина Запокровского, Гурия Никитина. Многие годы они возглавляли артель местных стенописцев, работали в храмах разных городов центра России,  возобновляли живопись соборов Московского Кремля. За право пригласить артель костромских мастеров боролись игумены крупнейших монастырей. Известна тяжба, разгоревшаяся между московским Новоспасским и суздальским Спасо-Евфимьевым монастырями.

Только во второй половине XVII века в документах Оружейной палаты числилось около 70 костромских иконописцев, вызывавшихся для исполнения «спешных государевых дел». По сути, костромские мастера составляли один из цехов Оружейной палаты, многие из них работали в Москве по 20 лет и более.

Приезжая в Москву, костромичи не были на положении провинциальных  учеников. Большинство мастеров уже при первом вызове аттестовались по второй статье, что свидетельствует об их основательном владении профессиональными навыками.

Изучение Писцовых, Дозорных и Ландратских книг за XVII столетие позволяет утверждать, что иконописание в Костроме развивалось как семейное ремесло. Дети получали навыки и уменье под присмотром отцов и дедов. Такая школа, пройденная в семейных мастерских, была на редкость прочной. Даже подолгу оставаясь в среде ярославских или московских мастеров, костромичи не могли изменить воспринятой в ученичестве традиции. Знаменитый царский изограф Кирилл Уланов смолоду трудился в Оружейной палате. Блестяще владея ее стилистикой, он в то же время продолжал следовать семейной традиции иконописания, сформировавшейся в рамках костромской школы.

Открывая выставку, архиепископ Костромской и Галичский Александр особо обратил внимание на значимость совместного экспонирования икон из музейных собраний и находящихся в храмах. Восстановление православных обителей и храмов немыслимо без возвращения молитвенным образам их достойного места. В экспозиции также представлены храмовые иконы, прошедшие полную реставрацию и получившие новую жизнь.

Выставка стала возможной во многом благодаря коллективной работе ее участников над только что вышедшей книгой «Костромская икона» (см. ЦВ № 24, 2004). Это первое фундаментальное, энциклопедическое издание, посвященное костромской школе иконописи, в котором опубликованы репродукции свыше 500 икон из музеев и храмов 17 городов России.

Подготовил

Сергей Верхов

Следующая статья...»

№ 24(349) декабрь


№ 3 (352) февраль 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 8 (357) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 23(372) декабрь 2007



№ 21(370) ноябрь 2007


№ 19(368) октябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 10 (359) май 2007



№ 4 (353) февраль 2007


№ 24(349) декабрь





№ 20(345)октябрь




№ 13-14 (336) июль 2006

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика