№ 20(345)октябрь / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Храм в предгорьях Хибин

Сорок лет назад поселок Апатиты в предгорьях Хибин стал городом, а десять лет назад в нем освятили первый храм. Появление в Апатитах церкви стало большим событием. До этого верующие ездили на службы в город Кировск, расположенный в двадцати километрах, в церковь Казанской Божией Матери.
Настоятель протоиерей Василий (Данилец) приехал в город, когда храма там еще не было. Он сам с прихожанами и со своей семьей работал на стройке. Местные бабушки показали тогда пример истинной веры, выполняя мужскую работу. О трудностях мало кто из них теперь говорит — вспоминают открытие храма, первую службу, первую Пасху и крестный ход.
Отец Василий родом из Закарпатья. Христианство там приняли за 110 лет до крещения Руси. Подкарпатская Русь всегда сохраняла православную веру, несмотря на притеснения то со стороны соседних народов. В семье отца Василия и в советское время были священнослужители, в том числе его родной брат. Отец Василий рассказывает, что «обдумывал решение принять сан в течение семи лет. Это ведь не просто профессия. Препятствий и сомнений не было. Но надо было созреть, чтобы всему аду войну объявить». 
В своем служении главными он видит три направления: посещение тюрем, больниц и воспитание детей. Батюшка духовно окормляет интернат, хосписы, следственный изолятор, дом престарелых, детский дом, часто посещает школы, детские сады, освящает учебные заведения. «В детей надо вкладывать все силы», — не устает повторять он. 
За прошедшие годы приход заметно увеличился. По воскресным дням Свято-Успенская церковь напоминает детский сад — так много в ней причащающихся детей.
С 1996 года при храме работает воскресная школа. За время ее существования уже было несколько выпусков. Сегодня в воскресной школе два класса. В одном из них детишки 6-8 лет обучаются уже третий год. Другой класс — «сборный». В него ходят дети постарше и студенты, которые помогают вести уроки. Сюда же приходят и «новички», которым общими усилиями рассказывают, зачем нужно ходить в Церковь, что такое Причастие. В воскресной школе уже сложились свои традиции. На Святки дети колядуют, посещают с батюшкой следственный изолятор, детский дом, дом престарелых, хосписы, а на Светлой седмице устраивают концерты для бабушек, трудящихся в церкви. Они пережили репрессии, войну, голод, смерть близких, с детства им приходилось трудиться… А потом они построили свой храм.
У Антонины Александровны Тиминой, как у многих из ее поколения,  детство закончилось в 1941 году. Отец ушел на фронт, мама тяжело заболела. Из четырех детей Антонина была старшей. Начала работать дояркой. А в конце войны была уволена, как несовершеннолетняя. Через год стала разносить почту. Часто нужно было ходить за 15 километров, зимой — на лыжах. Перед смертью мама просила детей креститься и благословила их иконой «Всех скорбящих Радости».
Татьяна Александровна Пиваева родилась на севере. Детство, признается она, было трудным. Отец — финн по национальности — был репрессирован. Семью без кормильца сослали на лесоразработки.
Екатерина Ильинична Ляшенко родилась в Воронежской области в 1927 году. В годы войны работала на рытье окопов, голодала. Мама все время болела, вспоминает Екатерина Ильинична, и умерла в 1944 году. Отец и мать были верующими людьми, дома всегда молились. В 1948 году Екатерина Ильинична приехала на Север. Ходила в кировскую церковь. А  когда строили  храм в Апатитах, дежурила в строящейся церкви. Екатерина Ильинична рада каждому прожитому дню. Радуют ее и двое внуков, которые не забывают бабушку.
Олимпиада Павловна родилась в Белоруссии в многодетной семье. Для ее отца это была уже вторая семья — первая погибла во время войны. Он тогда был на фронте, и после признавался, что, узнав о смерти родных, не хотел жить — вышел из окопа под пули, но ни одна не повредила ему, хотя шинель была пробита. Видно, была на то Божья воля: после войны он снова женился и стал отцом восьмерых детей. Олимпиада Павловна была еще совсем маленькой, когда ее мать умерла от заражения крови, полученного во время последних родов. А вскоре скончался и отец. В шесть лет ее забрала к себе старшая сестра, жившая в Литве. Там девочка и выросла. В  шестидесятые годы Олимпиада Павловна приехала на Север. Бог привел ее в церковь. Сначала посещала кировский храм, потом помогала на стройке Свято-Успенской церкви. «Как на сердце-то радостно было, когда освящали храм! Уж десять годков прошло. Слава Богу за все».
Зоя Филипповна Николина с первого дня в храме стирала, готовила, пекла просфоры. Жизнь у Зои Филипповны, по ее выражению, «очень веселая». Родилась она в Рыбинске. Голод и страх испытала в военные годы. Отец погиб на фронте. Мама осталась с четырьмя детьми. Зое было тогда 10 лет. Она была рослой и крепкой, косила лучше мальчишек, снопы научилась вязать быстро и красиво. Мать работала дояркой, и Зоя также помогала ей. Порой со слезами, но работать надо было. «Все учились. А я три класса еле окончила. Плачу, бывало, что опять школу пропущу. Ну, что сделаешь, раз папы нет». Когда подросшей Зое предложили работать почтальоном, она согласилась — так можно было подучиться грамоте. В Апатиты она приехала, преодолев большие трудности: и мама не отпускала, и паспорт не давали. Работала в лесоцехе. Потом вышла замуж, родила детей. Муж больше не разрешал ей таскать бревна, и она устроилась работать в местную психиатрическую больницу. Через восемь лет муж погиб в аварии, и детей пришлось поднимать одной. Ее мама приехала поддержать дочь и посоветовала ей исповедаться и причаститься. Так Зоя Филипповна стала ходить в храм. Еще работая в больнице, Зоя Филипповна привыкла к обращению «мама», «бабушка» — так называли ее больные, и теперь сама даже других бабушек в церкви называет «дочами». Так это по-доброму выходит у нее: «Ну, дочи, садитесь есть…»
Бабушек в нашей церкви много. Их судьбы очень похожи: через скорби они пришли к Богу и у Бога нашли утешение. Лица у них светятся добром, их тепла хватает на всех.
В этом году Свято-Успенский приход отмечал свое десятилетие. Десять лет – небольшой срок. Но за это время батюшка успел поседеть, а его дети выросли. Десять лет с икон на прихожан смотрят святые. Многие иконы были написаны бывшим «афганцем» Володей, прикованным к инвалидному креслу. В одном из подмосковных монастырей живет другой художник, Владимир. Теперь его внуки молятся за него в апатитском храме. Первый алтарник Роман стал иеромонахом Григорием. Ушли к Богу многие из тех, кто строил церковь. Разлетелись по жизни первые ученики воскресной школы. Игорь – теперь инок Макарий в Александро-Свирском монастыре. Юля закончила регентский класс в семинарии и стала матушкой. Аня учится в Свято-Тихоновском православном университете. А Антон Абрамов, мечтавший стать священником, ушел в небесную церковь…
К юбилею прихода дети и взрослые писали сочинения о своем Свято-Успенском храме, о прихожанах, рассказывали, какую роль играет Церковь в их жизни. Вот некоторые из них:
«Нашему храму в этом году исполнилось 10 лет… Я люблю церковь и хожу в нее с самого ее основания. Наш храм похож на пещерку, в которой родился Бог. В церкви есть воскресная школа. Даже родители, приходящие с детьми, часто остаются для того, чтобы узнать что-нибудь еще, кроме того что они уже знают… У нас есть матушка Мария. Она очень добрая и внимательная. Всем достанется немного ее доброты и ласки, никто не останется обделенным» (Маша Смирнова, 11 лет).
«Мой путь к вере был тернист и запутан. Только сейчас понимаешь как хорошо, когда с молоком матери впитываешь любовь к Богу, Церкви, православной вере… Крестили меня в семь лет, но креста никогда не носила... С девизами “Бери от жизни все!” и “Что хочу, то и ворочу” жизнь казалась такой беззаботной и легкой. После окончания школы мы с мамой посетили Санкт-Петербург. Совершенно случайно мы оказались в соборе Смольного монастыря. Здесь нам показали чудотворную икону Спасителя, перед которой я впервые попросила у Господа о самом наболевшем… В то лето мне подарили православный крестик. Чтобы его освятить, я зашла в наш храм. И с тех пор все время испытывала потребность вернуться. Я стала вновь и вновь заходить в церковь. И однажды ко подошел мой преподаватель по философии в университете и пригласил в воскресную школу, где он также преподает… С того времени многое изменилось в моей жизни в лучшую сторону… А  недавно я спросила у мамы, о чем она попросила тогда в соборе Смольного монастыря перед чудотворной иконой. Ее ответ поразил меня: “Я попросила, чтобы у тебя в жизни было все хорошо”» (Анна Лопатина, 20 лет).
«Прошло около десяти лет с тех пор, когда впервые встретились друг с другом ребята из первого набора в воскресную школу. Одного из них, Антона Абрамова, Господь уже призвал к Себе. О нем и хочется вспомнить в эти дни, когда события десятилетней давности уже становятся историей. Имя его вспоминается еще и потому, что его горячая вера, прошедшая через становление и первые испытания именно в нашем приходе, отмечена и принята Господом. Как можно распознать эту отмеченность? Наверное, в первую очередь, по светлому чувству любви, которое не только сохраняется, но и крепнет у тех, кто любил Антошу и кого любил он… В возрасте 11—12 лет Антон писал нашим детям в праздничной открытке: “Будьте всегда верны родившемуся две тысячи лет назад младенцу Христу. Желаю всего самого наилучшего в жизни и после жизни”» (Семья Кременецких).
Сегодня в Апатитах ведется строительство еще одного храма — во имя Новомучеников и исповедников Российских. Это будет деревянная тридцатиметровая шатровая церковь в архитектурных традициях северного зодчества. Она будет возвышаться на одном из самых высоких мест города.

Желающим оказать помощь в строительстве храма Нововомучеников и исповедников Российских в городе Апатиты сообщаем
банковские реквизиты:
Получатель платежа:
Фонд «Храм Новомучеников
и исповедников Российских»
ИНН: 5101720886/510101001
Расчетный счет: 40703810041050000102
в Апатитском отделении № 8017 Сбербанка РФ
БИК: 044705615
Кор. счет: 30101810300000000615

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007
















№ 4 (353) февраль 2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008