№ 4 (305) февраль 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Путешествие в Россию

Сын Антиохийского патриарха Макария архидиакон Павел оставил подробные воспоминания об их долгой, полной приключений и испытаний поездке в Москву в середине 1650-х годов. По своей яркости «Путешествие Антиохийского патриарха» вполне сравнимо с романами Жюль Верна.

Павел Алеппский рисует быт и нравы православных народов, с которыми он столкнулся во время своей поездки в Россию. Путешественники проезжали через Молдавию, Валахию, Украину, где в то время кипели политические страсти. В Молдавии патриарх Макарий и его приближенные оказались свидетелями государственного переворота, наблюдали погромы, устраиваемые враждующими сторонами, и пытались спасти преследуемых. Автор красочно описывает поведение казаков под предводительством Тимофея Хмельницкого, поддержавших старого господаря Василия: «Казаки разбрелись по горам и степям, грабя жителей городов, к которым бежали враги, обирали даже женщин и разграбляли церкви и монастыри, потому что в них укрывались неприятели, — все это за то, что они стали изменниками своему господарю и эфендию, Василию воеводе... турки и евреи были в страхе и ужасе от казаков, подвергаясь мучениям, грабежу и беспримерным жестокостям; их постигло великое бедствие, и не будь нашего владыки патриарха, казаки совсем бы их уничтожили: и как могло быть иначе, когда они их враги? Бедствия молдаван были еще больше. Евреев заключали в оковы и мучили в продолжение целых ночей, как говорят, для того, чтоб они крестились и указали свои богатства, и наши сердца больше всего надрывались горем от плача их детей и младенцев. Турки немедленно прибегли к защите нашего владыки патриарха; мы поместили их в своих кельях, а сами сели снаружи, и они спаслись со всем имуществом».

Большое внимание Павел уделяет внешней политике Московского государства, рассказывает о нападениях татар и о ситуации на Украине, через которую проезжали представители Антиохийского патриархата. По мнению многих исследователей, сведения, сообщаемые Павлом Алеппским о ситуации в Молдавии и на Украине, являются уникальными и не восполняются другими историческими источниками.

Целью поездки патриарха Макария была Москва, где он прожил несколько месяцев и даже принимал участие в Московском Соборе 1655 года, который был созван для исправления богослужебных книг.

Потрясающе ярко описывается архидиаконом Павлом и церемониал встречи патриарха московским царем, и дотошность русских чиновников, пышность и обильность трапез, от которых непривычным гостям «становилось невмоготу», и торжественные богослужения в московских храмах. Знание текста богослужений, а также греческого и антиохийского церковного церемониала дает возможность архидиакону сравнивать и отмечать особенности местных традиций совершения церковных служб. В одной из глав книги рассказывается о службе, совершавшейся патриархом Никоном в неделю сыропустную. С замечательной непосредственностью архидиакон рассказывает об испытанной антиохийскими гостями усталости после непривычно долгих московских служб и о своем восхищении от выдержки московитов: после богослужения, продолжавшегося с раннего утра до вечера, «диаконы принесли патриарху еще книгу поучений и раскрыли перед ним. Он начал читать поучение на этот день, относящееся ко Второму Пришествию, и не только читал поучение, но и говорил наставления и толковал значение слов его, так что у нас душа разрывалась, пока, по милости Божией, он не кончил. Все стояли в молчании. Затем довершили службу. Войдя в алтарь, владыки сняли облачения, надели мантии и, выйдя, благословили царя и поздравили его с днем мясопуста. Он ушел. Приложившись к мощам святых, находящимся в этой церкви, и к иконе Богородицы, писанной евангелистом Лукой, мы вышли. Наш учитель сел в сани, и мы приехали в свой монастырь вечером. Не успели мы сесть за стол, как ударили к вечерне.

Что скажешь об этих порядках, от которых поседели бы младенцы, о царе, патриархе, вельможах, царевнах и знатных госпожах, кои стоят на ногах в этот день мясопуста с утра до вечера? Кто поверит этому? Они превзошли подвижников в пустынях».

Любознательность архидиакона вызывает восхищение у читателя: текст полон описаний одежды, оружия, еды, селений и городов, церквей и монастырей, придворных церемониалов, убранства домов, местных обычаев и предрассудков, исторических справок о народах, политических событиях, происшествиях на границах московского государства. Автор, несмотря на свое незнание славянских языков, собирает богатую, уникальную для сегодняшнего дня информацию о жизни Руси середины XVII века.

Во время пребывания патриарха Макария в Москве автор «Путешествия» имел возможность регулярно видеть двух выдающихся людей, определявших политику не только Московского государства, но и других православных стран, — царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Через несколько дней после знакомства с патриархом Никоном архидиакон записывает историю карьеры всесильного иерарха и дает ему следующую характеристику: «Сделавшись патриархом, он немедленно сослал в Сибирь трех протопопов с женами и детьми, из коих один был царским протопопом... Он до сих пор великий тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого не принимает ходатайства. Он-то заточил епископа Коломны и рукоположил туда впоследствии другого. Прослышав о чьем-нибудь поступке, даже об опьянении, он немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу, и как только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая всяческому унижению. Оттого нам приходилось видеть тюрьмы, переполненные такими людьми, кои находятся в самом скверном положении, будучи окованы тяжелыми цепями по шее и с большими колодками на ногах. Бояре прежде входили к патриарху без доклада привратников; он выходил им навстречу и при уходе их шел проводить. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближенные сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они входят с чрезвычайной робостью и страхом, причем до самого окончания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть».

Не обделяет вниманием наблюдательный автор и одежду московитов, и всегда популярные у иностранцев сибирские меха, которые в те времена дарились царем знатным гостям. Павел рассказывает о ловле соболя и ценности его меха, который являлся своеобразной валютой. «Что нам сказать об этом благословенном животном, — восхищается он, — которого хватает для всего мира и которое не водится и не существует нигде в мире, кроме страны сибирской? Соболь имеет свойство укреплять спину, полезен для зрения и укрепляет сердце; поэтому-то он и ценится так высоко. В нем щеголяют цари и носят его даже летом, ибо он холодит в жаркое время и греет в зимнее».

«Путешествие патриарха Макария» — один из самых интересных и ценных литературных памятников о России XVII века, во многих отношениях превосходящий описания Московии западноевропейскими путешественниками этого периода.

Произведение Павла Алеппского, отражающее взгляд на славянские страны и особенно на Россию с позиции представителя православного Востока, — уникальное явление, ставшее доступным русскому читателю благодаря замечательному переводу Г.Муркоса.

Благодаря деятельности «Общества сохранения православного наследия», издавшего эту книгу, интерес русского читателя и к истории русской культуры, и к наследию православного Востока будет возрастать. Остается только пожелать издательству, чтобы в будущем при подготовке к изданию подобных текстов они снабжались научным комментарием, который учитывал бы достижения современной исторической науки и давал возможность читателю ближе познакомиться с малоизвестными страницами нашей истории.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007
















№ 4 (353) февраль 2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008