№ 8 (285) апрель 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Образы массовой культуры

 

В конференц-зале Государственной Третьяковской галереи 27 апреля состоялась презентация-семинар «Образные системы: от иконы до рекламы». В рамках подготовки к I Международному фестивалю православных СМИ при Издательском Совете Русской Православной Церкви работает исследовательская группа по изучению проблем образа и образных систем в современном мире. Первые результаты работы и были представлены на семинаре.

Иконописец Павел Бусалаев представил свой доклад в виде мультимедийной презентации, посвященной анализу образного языка современной массовой культуры и прежде всего рекламы с точки зрения святоотеческого богословия образа. Опираясь на труды свв. Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника и привлекая работы современных философов, культурологов и искусствоведов, Павел Бусалаев приходит к выводу, что массовая культура стремится создать псевдосакральное пространство, используя для этого символы и средства, «украденные» у Православной Церкви, в частности — принцип иконичности. Презентация Павла Бусалаева раскрывает понятия «иконичность» и «иконосфера» и иллюстрирует их применение в рекламных кампаниях с целью создания иерархии ценностей, которая основана исключительно на материальных потребностях человека. Автор демонстрирует, как «самые “несвятые” вещи описываются языком религии», как «современный мир, стремительно погружаясь в “святое без Бога”, создает свои образные системы, опирающиеся на общие законы выражения священного».

По итогам презентации состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие представители Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, Издательского Совета, Искусствоведческой комиссии Московской епархии, преподаватели высших православных курсов «Со-действие», Отдела древнерусского искусства и Отдела научно-методической работы и педагогики Третьяковской галереи. Все выступавшие согласились, что агрессивное воздействие рекламы искажает наше восприятие не только искусства, но и окружающего мира в целом.

Говоря о дальнейших исследованиях современных образных систем, Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты «Церковный вестник», подчеркнул, что «для Православной Церкви это прежде всего миссионерская задача». Необходимо создать эффективный метод противостояния образам, лишенным духовного содержания, которые навязывают ложное мировоззрение. 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007
















№ 4 (353) февраль 2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008