Земля и вера
Как известно, испокон веков Православная Церковь России являлась крупнейшим собственником земель. Начиная с киевских преподобных и до самой российской смуты начала XX века красной нитью проходит через нашу историю история церковного, и особенно монастырского землевладения и земледелия. Трудами иноков и мирян расчищались пустоши, осваивались новые земли, внедрялись новые аграрные технологии. В тяжелые годы хлеб из церковных житниц спасал десятки тысяч людей. Земля, обработанная с верой, с молитвой, становилась воистину святой. Имея землю в своем распоряжении, Церковь получала экономическую самостоятельность, независимость, возможность самостоятельного действия. Это нравилось не всем. Среди государственной бюрократии часто находились люди, ревниво относившиеся к авторитету Церкви. Под их влиянием государство неоднократно посягало на церковную собственность: при Иване III, при Екатерине II... Вспомним имена святителя Иосифа Волоцкого, недавно прославленного священномученика Арсения (Мациевича), других подвижников, пострадавших за то, что они отстаивали право Церкви, право верующих трудиться на церковной земле во славу Божию и на благо Церкви, а не стоять с протянутой рукой перед государственной властью. Государство, отрицая или ограничивая такое право, работало против самого себя: чем меньше становились возможности Церкви, чем меньше ее влияние, тем больше появлялось безбожников, нигилистов, революционеров. Большевики же, взяв власть, подошли к вопросу радикально, и, разумеется, при них вопрос о любых правах Церкви и верующих был, мягко говоря, не актуален. Сейчас, в новой России, при неизбежном разрешении земельного вопроса неизбежно и возникновение вопроса о праве Церкви на землю.
Реальное осуществление прав верующих, прав традиционных конфессий, прав Церкви сталкивается с рядом препятствий. При принятии нового Земельного кодекса не были учтены законодательно закрепленные права верующих граждан, права религиозных общин. Церковная собственность, церковная земля, насильственно отчужденная большевиками, до сих пор не возвращена. Подчеркнем, что Русская Православная Церковь не претендует на возврат всех своих земельных угодий. Речь в данном случае идет об участках, занятых храмами, монастырями и другими церковными учреждениями — хозяйственными, административными, образовательными. Согласно действовавшему до сих пор законодательству, верующие пользовались этими участками в большинстве случаев на праве безвозмездного бессрочного пользования. Такой юридический статус являлся, по сути, компромиссным, учитывающим как реальные права, интересы и возможности верующих, так и формальные требования либералов, унаследованные ими от советской власти: хотя верующие и пользовались храмами и земельными участками, последние все же оставались в государственной собственности. Подобная практика защищалась Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях, согласно которому передача религиозным организациям земельных участков, относящихся к храмам и другим объектам религиозного назначения, осуществляется безвозмездно. Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», также предусмотрена возможность бесплатной передачи в собственность религиозным организациям храмов и иных объектов религиозного назначения с относящимися к ним земельными участками.
Между тем введение в действие нового Земельного кодекса грозит серьезными нарушениями не только прав верующих граждан, но и защищающего эти права законодательства. Дело в том, что в соответствии с новым Кодексом земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все остальные юридические лица обязаны до 1 января 2004 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию. Говоря русским языком, верующим придется выкупать землю под церквями, либо платить за нее аренду.
Кроме того, по новому Земельному кодексу религиозные организации устраняются от решения вопросов, связанных с использованием земли и подготовкой соответствующих решений, в том числе, касающихся предоставления земельных участков для нового строительства (такое право оставлено только за гражданами и общественными объединениями). То есть к вопросу выделения земельных участков может иметь отношение, скажем, союз филателистов, общество спасения на водах или кружок любителей интегральной йоги, но не крупнейшая из традиционных конфессий.
Очевидно, что применение нового Кодекса серьезнейшим образом нарушает вышеприведенные положения действующих законов и постановлений, ревизия которых, и особенно — принятого с таким трудом Закона о свободе совести, чревата далеко идущими последствиями. Нет нужды говорить, что нищие сельские приходы физически не смогут ни выкупать землю, ни платить за нее аренду. Также всем известно, что цена земли, например, в московском центре достигает немыслимых сумм. Возникает вопрос: если верующие окажутся не в состоянии платить по рыночной цене — пойдут ли их храмы с молотка? Строго говоря, действуя по закону, если он не будет изменен, именно так и должно будет случиться. И что же, верующие должны спокойно смотреть, как храм идет под снос, чтобы освободить место для нового отеля, ресторана, казино? Как храм — «памятник истории и архитектуры» — приобретает у Госкомимущества другая, более состоятельная конфессия?! Подобная перспектива кажется кошмарным сном. Но не надо забывать, что в нашей стране некоторые сны имеют свойство сбываться.
Возможность «законного» поступления церковных зданий, церковной земли в свободную продажу есть неизбежное следствие «либерального» подхода к вопросам веры и прав верующих граждан, подхода, предпочитающего реальным людям абстрактные построения, не имеющие никакого отношения к защите чьих бы то ни было реальных прав. Более того, среди чиновников находятся желающие законодательно уравнять Церковь со светскими «некоммерческими организациями»: «Религиозные организации имеют особенности только в том, что связано с исповеданием веры. Во всех остальных отношениях они близки к прочим некоммерческим организациям. Поэтому предоставлять им какие-то особые преимущества было бы преждевременно» (Андрей Себенцов. НГ-Религии, 5.11.2003). Печальным следствием подобного подхода явилось принятие нового Налогового кодекса, согласно которому издательская, образовательная, миссионерская деятельность Церкви облагается налогами на тех же основаниях, что и деятельность, например, общества собаководов. Теперь не облагается налогом церковная утварь, но издание Священного Писания подлежит налогообложению на тех же условиях, что и любого детектива.
Задача православной общественности, православных верующих России — эффективная поддержка позиции и усилий священноначалия нашей Церкви по разрешению этих проблем, по защите экономической независимости нашей Церкви, без которой невозможна реализация проектов, жизненно важных не только для самой Церкви, но и для общества в целом.
Симптоматично, что сам факт появления нового Кодекса вызвал откровенную радость некоторых «специалистов по религии», воспринимающих Русскую Православную Церковь как исключительно «экономический субъект», некий комбинат по оказанию ритуальных услуг. Известно, что подобный подход активно применялся, например, в нацистской Германии, вожди которой, не имея возможности осуществлять в отношении традиционных немецких конфессий открытые репрессии, были тем не менее крайне заинтересованы в снижении их влияния. Важнейшей составляющей осознанной стратегии нацистского государства по отношению к крупнейшим конфессиям Германии являлось налогообложение церквей в качестве обычных субъектов экономики. Пагубные последствия подобного подхода для сегодняшней России проиллюстрированы выше. Более того, нашлись желающие упрекнуть руководство Церкви в том, что оно, дескать «недостаточно активно лоббировало свои интересы».
Говорить так — значит проявлять глубочайшее непонимание природы православной веры, православной Церкви, православной страны. Долг защиты прав и интересов верующих, прав и интересов Церкви возложен, в соответствии с соборно принятыми «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», именно на верующих мирян, к какой бы из политических партий они не относились. Для того чтобы защищать свои права, требовать соблюдения законности, приведения новых законов в соответствие с действующей правовой базой, нет нужды ждать каких-то «указаний сверху». Наши храмы созидались верующими и для верующих; в церковной земле лежат кости десятков поколений наших православных предков. То, что сейчас находится в юрисдикции государства, было отобрано большевиками — с беззаконием, насилием, кровью. Уходя, они оставили нам руины. За прошедшие годы верующим России удалось поднять многое. Теперь раздаются голоса, призывающие нас выкупать наши же храмы, нашу же землю в церковной ограде «хотя бы за символическую плату». Подобная плата была бы воистину «символичной»: ясно давала бы понять, чего в таком случае будут стоить в России слова о чести, законе, праве. Рассуждая здраво, скорее уж государство могло бы возместить Церкви хотя бы символическую плату за многолетнее пользование награбленным. Можно предположить, что следующей препоной на пути восстановления справедливости станут предложения о какой-нибудь «компенсации расходов на аренду культовых зданий и прилегающих участков из местных или региональных бюджетов»; подобный механизм, будучи воплощенным, послужил бы роскошным орудием для злоупотреблений и давления на верующих чиновников разного уровня.
Права верующих — это права граждан. Сегодня на защиту гражданских прав, на защиту прав верующих на свои святыни выступили представители разных политических партий. Депутатами от «Народной партии» и «Единой России» Г.Райковым, В.Володиным и другими, сенаторами В.Гореглядом и И.Стариковым подготовлен законопроект, предполагающий внесение в Земельный кодекс изменений, приводящих его в соответствие с действующим законодательством. Предлагаемые изменения и дополнения позволят устранить имеющиеся противоречия между земельным законодательством и законодательством о религиозных организациях (объединениях), четко определить статус земель, уже находящихся в пользовании религиозных организаций, сформировать общие для региональных законодателей принципы в сфере регулирования оборота земель религиозных организаций, обеспечить их право на участие в решении земельных вопросов. Таким образом, мы видим, что не «руководство Церкви лоббирует свои интересы», но государственно мыслящие политики понимают значение Церкви и недопустимость нарушения закона и права. Да, предлагаемый законопроект не снимает всех вопросов, касающихся правового урегулирования проблем с церковной собственностью. Представляются необходимыми более четкие и надежные гарантии неприкосновенности церковной собственности, окончательное и бесповоротное закрепление ее за Церковью. Как уже отмечалось выше, Церковь не претендует на полную реституцию, на возвращение того, что было захвачено большевиками. Но поскольку нынешнее государство считает себя правопреемником советского, и по существу является таким правопреемником, с его стороны было бы справедливо компенсировать, насколько это возможно, нанесенный Церкви урон. Справедливое решение земельного и налогового вопросов, достойное представительство Церкви в общенациональных СМИ, в системе образования (в частности, введение факультативного преподавания «Основ православной культуры»), помощь в строительстве новых храмов, возможность участия Церкви в решении социально значимых проблем — демографической, молодежных и так далее, — вот достойные формы такой компенсации, осуществление которой неизбежно послужит ко благу и страны в целом, и ее граждан. Полноценное осуществление Церковью миссионерских, образовательных, социальных проектов — прямой путь к нравственному оздоровлению общества, без чего невозможно не только возрождение, но и само сохранение России. Предлагаемый законопроект — это еще один шаг на пути к тому, чтобы Русская Православная Церковь получила, наконец, реальные, защищенные законом возможности в полной мере реализовать свой огромный созидательный потенциал. Для дальнейшей работы в этом направлении необходимо сотрудничество Церкви, православных общественных организаций, и тех политических сил, которые, вне зависимости от партийной принадлежности, понимают колоссальное значение православия и Церкви для будущего нашей страны. Мы видим, что защита духовной традиции, немеркнущих духовных ценностей России способна объединить представителей разных партий; в Государственной думе существует и успешно действует межфракционное депутатское объединение «В поддержку традиционных духовных ценностей», которое, несомненно, должно приложить усилия для разрешения вопроса о церковных землях. И Союз православных граждан, и его партнеры из « Народной партии», являющиеся наиболее активными участниками межфракционного объединения, не могут остаться в стороне от этой проблемы.
|