№ 16 (293) сентябрь 2004 / Чтение

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Костромской земли украшение

Вышла в свет новая книга архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя синодального Отдела по делам молодежи, посвященная истории Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Эта икона принадлежит к числу наиболее почитаемых святынь русского народа. Она почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

В книге много иллюстраций, в том числе и редкие фотографии. В предисловии приведены слова Святейшего Патриарха Алексия, сказанные им после совершения молебна перед Феодоровской иконой в Костроме 29 августа 2002 года: «Весь путь, пройденный Костромой за ушедшие века, связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворной иконы Божией Матери духовно укрепляло многие поколения боголюбивых костромичей. Преклоняя свои колена и сердца перед образом Той, посредством Которой «Слово стало плотью» (Ин. 1, 14), наши предки обретали силы на труд и на ратный подвиг».

  Архиепископ Александр прослеживает историю Феодоровской иконы Божией Матери с XII века, когда она находилась в деревянной часовне близ старинного города Городца. В 1239 году Городец был сожжен татаро-монгольскими захватчиками, а образ Царицы Небесной с того времени «не обретеся в городе». Дальнейшая судьба великой святыни вплоть до появления ее в Костроме неизвестна. Во второй половине ХШ века икону обрел удельный князь Костромской Василий Ярославич. История этого чудесного обретения нашла отражение в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», относящемся к ХVII столетию. Это повествование объясняет и причину именования иконы Феодоровской. На следующий день после обретения иконы князем Василием жители Костромы перенесли икону в соборный храм. Многие из них были свидетелями того, как икону носил по улицам некий воин, облаченный в «преукрашенную воинскую одежду», удивительно похожий на изображение св. Феодора Стратилата, имевшееся в городском соборе. Это обстоятельство убедило князя и костромичей, что сам великомученик Феодор, небесный покровитель Костромы, принес в дар своему граду новую святыню.

Особенное внимание архиепископ Александр уделяет в своей книге характеристике важнейших исторических событий, связанных с Феодоровской иконой. В 1613 году, когда на царский престол после многолетнего Смутного времени был избран первый царь из дома Романовых, посольство из Москвы возвестило Михаилу Феодоровичу, жившему тогда в Костромском Ипатьевском монастыре, о его избрании. Молодой Михаил Романов перед принятием решения о возложении на себя царского венца молился вместе со своей матерью перед Феодоровской иконой в Троицком соборе. В память об этих событиях было установлено празднование иконе 16/29 августа. С этого время Феодоровский образ особенно почитался представителями дома Романовых.

В XVII веке Успенский собор Костромского кремля, в котором находился чудотворный образ Богоматери, стал духовным средоточием Костромского края. Век за веком под благодатным покровом Царицы Небесной Кострома расширялась и украшалась. В 1744 году была устроена Костромская архиерейская кафедра. К XIX веку окончательно сформировалась традиция совершения общегородских крестных ходов с участием всего городского духовенства и наиболее чтимых икон, в том числе чудотворного Феодоровского образа. Особым торжеством являлся крестный ход 16/29 августа, начинавшийся перед Божественной литургией, когда духовенство и хоругвеносцы в сопровождении молящихся выходили с чудотворным образом к месту явления иконы — храму Спаса на Запрудне. По окончании литургии, совершавшейся архиерейским чином, икону носили по городу, в том числе и к берегу реки Волги. С 1861 года установился обычай носить чудотворную икону в Галич — второй кафедральный город епархии.

Революционные события ХХ столетия не обошли стороной Кострому и чудотворную Феодоровскую икону. Однако образ не только избежал поругания от рук богоборцев, но находился все время гонений в действующих храмах. Весной 1922 года с иконы была снята драгоценная золотая риза, а с лета того же года святыня находилась в руках раскольников-»обновленцев». После закрытия храмов Костромского кремля образ был перенесен в «обновленческий» кафедральный собор — церковь св. Иоанна Богослова на Каткиной горе, где находился вплоть до упразднения «обновленчества» властями  середине 1940-х годов. С 1944 по 1964 год Феодоровская икона помещалась в храме св. Иоанна Златоуста. Патриарх Алексий I, посетивший Кострому в 1948 году, высказал пожелание, чтобы для иконы была изготовлена новая риза. В 1955 году серебряную позолоченную ризу торжественно одели на икону. С 1964 года вплоть до открытия в годы «перестройки» Богоявленско-Анастасина монастыря икона находилась в костромском храме Воскресения на Дебре на берегу Волги.

В мае 2001 года Феодоровская икона была принесена в Москву, в Храм Христа Спасителя, где в то время прошел съезд православной молодежи. До 2 июня икона пребывала в храме свв. Петра и Павла молодежного центра Русской Православной Церкви на Крутицком патриаршем подворье. В том же году иконе смогли поклониться верующие Екатеринбурга, где в октябре прошел съезд православной молодежи Урала. В следующем году икона посетила Архангельскую епархию и Соловецкие острова — место исповеднического подвига и мученической смерти многих новых мучеников Российских. Осенью 2002 года великой православной святыне смогли поклониться жители Санкт-Петербурга. Всякий раз во время таких путешествий тысячи православных с любовью и верой притекали к чудотворному образу Божией Матери, принося Ей свои горести и радости, прося Ее о помощи и заступлении.

«Как яркие звезды сияют на темном небосклоне, так сияют в христианском мире иконы Божией Матери, — сказал в своем слове при посещении Костромы Митрополит Киевский Владимир. — И каждая из них, маленькая или большая, древняя или современная — это вещественный знак Божией милости и благоволения Божией Матери. Иконы, как живые люди, имеют свои биографии, свои истории возникновения, чудодействия, и все являют миру одно изображение Царицы Небесной с Предвечным Младенцем и Богом, перед Которым она ходатайствует о нас в нашем спасении...».

Подробное историческое описание Феодоровской иконы Божией Матери, несомненно, будет полезно прочитать всякому православному человеку, интересующемуся церковной историей и  духовной жизнь нашего народа.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007



№ 23(372) декабрь 2007



№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008



№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008



№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006



№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



№ 6 (331) март 2006


№ 5 (330) март 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 23(324) декабрь 2005


№ 19 (320) октябрь 2005



№ 9 (310) май 2005


№ 24(301) декабрь 2004


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика