“Особенности, трудности и первоочередные задачи православной миссии в современной Украине”.
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Всечестные отцы! Братия и сестры! Дамы и господа!
“Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8), и то Евангелие Царства, которое возвещает сегодня каждый из нас, то же, что и во времена апостольские, времена Вселенских Соборов, времена великих просветителей и почти современных нам миссионеров. Не меняется сущность нашей проповеди — проповеди того, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16), и “нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 12), — проповеди Христа, и Христа Распятого (ср. I Кор. 1, 23; 2, 2).
Но люди, к которым проповедь обращена, меняются. И во всякое время Церковь искала новые слова, чтобы возвестить людям Вечного Христа. Приняв от Источника премудрости и Самой Премудрости — Предвечного Слова Божия — всю полноту потребного ко спасению, Богочеловеческий организм — Тело Христово — всегда пребывал и пребывает в полноте Божественной жизни, и Утешитель, Дух Истины, от Отца исходящий (Ин. 15, 26), наставляет всю полноту Церкви на всякую истину (Ин. 16, 13) и обновляет нас. И Христос, посылая учеников на проповедь и заповедуя научить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдатъ все, что Он заповедал апостолам (Мф. 28, 19—20), обещал проповедникам Евангелия вечное спребывание: “се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28, 20).
Сей-то неизменно спребывающий нам, а через Божественные Тайны — в нас и нами, Христос, Которым мы “живем и движемся и существуем” (Деян. 17, 28), умудряет каждое поколение проповедников искать новые слова и формы для проповеди.
Сегодня мы собрались именно для этого. Собрались, хотя накоплен уже огромный опыт миссионерства древности и современности, опыт наших соотечественников и братьев и сестер по вере — православных греков и русских, сирийцев и американцев, арабов и сербов. Собрались, хотя принята уже серьезная и взвешенная Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Собрались, хотя на книжных полках — в магазинах и библиотеках духовных школ, в домах мирян и священников — достаточно литературы миссионерской направленности, от житий святых миссионеров до возвышенных богословских трудов.
Итак, мы сегодня начинаем работу I Всеукраинского миссионерского съезда Украинской Православной Церкви. По благословению Киевского Первосвятителя, Блаженнейшего Митрополита Владимира, Богу содействующу, нам предстоит сегодня и в последующие дни обсудить основные положения Миссионерской концепции Украинской Православной Церкви, поделиться опытом свидетельства в современной Украине, осветить основные сложные места и спорные вопросы нашего делания.
Эти вопросы вовсе не риторические. И, думаю, уважаемое собрание их разрешит как нельзя лучше. Позвольте и мне внести некоторый вклад в нашу совместную работу. Не претендуя на особенную глубину изложения, я постараюсь все же наметить некоторые из проблем, указать возможные пути их решения.
Анализ современного состояния
Вначале я постараюсь вкратце проанализировать то состояние, в котором пребывает сегодня наша страна, чтобы лучше представить, какое же миссионерское поле ждет своих делателей.
Украинская Православная Церковь, безусловно, является самой старшей и доминирующей конфессией — замечу, на всей территории Украины. Наряду с этим, традиционными в определенных областях могут считаться римо-католицизм (для Запада), ислам (для Юга), некоторые протестантские объединения и движения (например, для Закарпатья).
Из нетрадиционных я выделю греко-католицизм (недавно отметивший четырехсотлетие своего существования), автокефалистское объединение (в последней “редакции” — чуть более десяти лет), “Киевский патриархат” (одиннадцать лет). Важно сказать о большой активности организации “Сторожевая Башня” (самоназвание — “Свидетели Иеговы”), мормонов (“Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней”), адвентистов седьмого дня. Привычно активными являются оккультные движения всех ориентаций. Развиваются пятидесятнические и неохаризматические движения. Чуть далее я постараюсь сказать хотя бы несколько слов об основных из указанных религиозных организациях.
Сейчас же позвольте остановиться на положении в Православной Церкви. Нас весьма радует рост и внешнее укрепление ее позиций в Украине. Но не следует излишне радоваться и тем более обольщаться этим. Да, сегодня мы — доминирующая конфессия. Подавляющее большинство граждан отождествляет себя именно с Православием. Но задумайтесь о всем известных результатах социологических исследований: “практикующими верующими” (как ни кощунственно это звучит) являются лишь немногие. Остальные — православные по традиции.
Я еще коснусь этой страшной “традиции”, сейчас лишь замечу, что, при действительности факта принадлежности к Православию большинства населения, эта принадлежность поверхностна, и укорененность в Православии многих людей минимальна, а степень их церковности можно различить только с использованием самой сложной оптики.
Мы не можем позволить себе успокоиться и снисходительно изрекать назидания тем, кто с нами не согласен. Множество людей только приходит время от времени в храм, но живут они в совершенно другом измерении. И они крещены и даже — опять-таки, время от времени! — приступают к Таинствам. Но — без внутренней потребности, без осознания необходимости бывающего. И — пребывают вне Церкви. Протоиерей Владимир Федоров сказал в одной из своих работ: “Если мы посмотрим вокруг себя повнимательнее и искренне ответим на вопрос о количестве верующих, придется назвать другие цифры. <... > Каждое воскресенье храм переполнен. Это создает ощущение всенародной церковности. Но если задуматься, <...> даже пасхальное богослужение посещает менее 3% жителей Санкт-Петербурга...<...> Дело, однако, не в этих цифрах. Гораздо важнее знать, что волнует умы и сердца людей, пришедших на Пасху в храм. Также очень важно понять, почему остальные, считающие себя православными (во всяком случае, заявляющие о себе так в ответ на вопрос социологической анкеты), не испытывают потребности прийти в храм даже на Пасху. Достаточно ли считать показателем религиозности факт принятия крещения в детстве? <...> При внимательном отношении к действительности триумфализм ослабевает, уступая место трезвым, взвешенным оценкам”. Я во многом не могу согласиться с отцом Владимиром, что касается вопросов миссии, но вот тут должен признать: он прав. Такая же ситуация и в мегаполисе Киеве, и в Полтаве, и в районном центре, и в селе. К несчастью...
Да и состояние дел меняется достаточно быстро. Есть регионы, где совокупное количество протестантских общин превышает таковое традиционных конфессий. Это уже не звонок, а грозный набат, предупреждающий, что все не так хорошо, как могло бы показаться на первый взгляд, и как мы стараемся успокоить себя.
Конечно, статистика — удивительная вещь, и статистические данные активно используются в антиправославной миссии. Представьте обычную картину: десять неорелигиозных общин, каждая состоит из десяти-пятнадцати человек. Рядом поставьте пять общин православных, в которых от пятидесяти до ста прихожан. Если посчитать количество людей, то на сто пятьдесят сектантов придется двести пятьдесят — пятьсот православных. А “по статистике” получится, что на десять сектантских общин — всего пять православных. И православные уже выглядят как религиозное меньшинство!
Итак, проблема весьма остра. И нам следует хорошенько подумать над тем, как менять ситуацию, — при том, заметьте, что пока она меняется не в лучшую сторону.
|