Главные задачи воспитания
Рождественские чтения, ставшие за минувшие полтора десятилетия крупнейшим общественно-церковным форумом нашего Отечества и стран ближнего зарубежья, в этом году посвящены одной из актуальнейших тем современности — обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования.
В педагогике и в формировании общественных взглядов на воспитание подрастающих поколений в разные эпохи делались разные акценты: воспитание христианина, подданного, гражданина, «человека с большой буквы» — с одной стороны, и энциклопедистов, специалистов с набором знаний, необходимых для чиновников, технических профессионалов или просто «образованных граждан» — с другой.
Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России.
Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального (российского) достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться ее любить, а чтобы научиться любить, надо ее знать. Надо знать не только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры — какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и подвиг тех, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем духовности, кто создал великую русскую культуру. Только при этом условии наше образование будет способствовать созиданию России.
Нам еще предстоит создать такую систему образования, чтобы школы были центрами и интеллектуального развития ребенка, и его воспитания, где он бы познавал естественные науки, укреплялся в нравственности, обогащался духовно, и его сознание укоренялось в нашей отечественной культуре.
Для выполнения этой цели и подготовки гармонично развитого и способного к самореализации молодого поколения система образования должна, развивая общеобразовательные и профессиональные ориентации у ребенка, соединить в себе культурную и духовную составляющие, чтобы, оканчивая школу, он имел навык восприятия как научных, так и духовных знаний, и имел нравственные ориентиры. Последнее особенно важно, потому что России надо преодолеть духовную безграмотность и нравственный нигилизм.
В этой связи в современную систему образования надо включить не только усвоение знаний, но и осмысление культурного и исторического опыта развития нашего народа, и приобретение навыков творческой деятельности, приближающей личность к Образу Божьему. Эта личность должна уметь в реальной жизни добро противопоставить злу, разрушительно действующему на жизнь всего общества.
Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ, 44% россиян не знают, с какими событиями связан 1937 год, а 23 процента респондентов назвали только массовый голод, промышленный рост, индустриализацию страны, начало фашизма или просто «трудные для всех времена». Касаясь Великой Отечественной войны: для 22% опрошенных она сегодня уже только факт истории, точно такой же, как Отечественная война 1812 г. В молодежной среде число плохо представляющих себе события военных лет составляет 43%. А более чем для половины молодых людей прошлое это просто материал для историков.
Это наглядно показывает, что воспитание патриотизма тесно связано с проблемой образования, со знанием своей истории, правильным освещением в учебных пособиях и в СМИ исторических событий.
При всем этом сегодня мы видим проявление интереса среди молодежи к истории нашего народа, его культурным традициям, и это надо поддержать. Сейчас вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающих поколений в системе образования должны быть приоритетными.
Некоторые субъекты Российской Федерации самостоятельно пытаются решить эту задачу. Разрабатываются региональные программы духовно-нравственного и патриотического воспитания, выстраивается их инфраструктура, создаются центры духовно-нравственного воспитания в областных и районных городах. Думаю, Отделу религиозного образования следует более активно работать с регионами, способствовать обмену опытом работы в разных епархиях.
В прошлом году в четырех федеральных округах были проведены образовательные чтения. Эту практику надо расширять, и не только в отношении новых округов, но и внутри них. Мы должны научиться обмениваться опытом и поддерживать друг друга на ниве духовного просвещения нашего народа.
Полагаю, что государство может поддержать инициативу регионов и объединить усилия в формировании общероссийской системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Убежден, что созданный недавно Государственный комитет по делам молодежи должен уделять внимание в том числе и вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Реализации этой задачи способствовала бы и разработка образовательной дисциплины «Духовно-нравственная культура» в новом поколении федеральных образовательных стандартов, в которые, как предложил Святейший Патриарх, вошел бы курс «Православная культура» как самостоятельный предмет.
Осенью прошедшего года были приняты поправки в Федеральный закон «Об образовании», которые внесли изменения, касающиеся понятия и структуры государственного образовательного стандарта. В результате с 1 сентября 2009 года в системе общего образования не будет регионального и школьного компонентов, в рамках которых во многих регионах России ведется преподавание курсов православной культуры.
Нас эта ситуация не может не волновать. Поэтому Святейший Патриарх, Священный Синод, преосвященные архипастыри и пастыри, православный народ неоднократно выражали свою озабоченность тем, что с принятием этих изменений может быть утрачена возможность приобщения учащихся в государственных и муниципальных школах к духовным традициям своего народа.
В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией образования работают над новым поколением образовательных стандартов, и мы надеемся, что группа разработчиков нового стандарта позаботится о том, чтобы гуманитарные предметы имели духовно-нравственный компонент.
Да, духовно нравственные вопросы должны присутствовать во всех предметах, ибо формирование личности требует непрерывного и постоянного процесса. Но мы повторяем просьбу миллионов людей, включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, и чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1-го по 11-й классы.
Данная позиция Русской Православной Церкви полностью согласуется с приоритетами, определенными в Национальной доктрине образования.
Идея единого для всех школьников учебного курса по духовно-нравственной культуре, как некоторые предлагают, для нас неприемлема. И на это есть ряд оснований, каждого из которых по отдельности достаточно, чтобы говорить о его невозможности. Он не может представлять единую систему духовно-нравственной культуры всех религий, ибо религиозные ценности у нас разные, у нас разное понимание вопросов веры и духовности и смысла жизни.
Если этот курс будет обходить все отличия каждой религии и будет рассказывать об их исторических фактах, внешних традициях и искусстве, то это будет просто энциклопедией о российских религиях и не сможет решать поставленной задачи духовно-нравственного воспитания школьников. А в действительности следствием такой мировоззренческой «всеядности» может оказаться развитие у ребенка индифферентности к вопросам духовной жизни и нравственного релятивизма, относительности всех норм морали.
Позиция Святейшего Патриарха, позиция Святейшего Синода, всего епископата и верующих в связи с введением нового образовательного стандарта одна — сохранить преподавание самостоятельного предмета, знакомящего детей с православным культурным и духовным наследием. А если кто из родителей (а не из чиновников) не хочет, чтобы их дети изучали православную культуру, то им следует предложить, как это уже не раз говорилось, культурологический или философско-этический курс на нерелигиозной основе, или иной религиозный, для традиционных религий, культурологический предмет.
И не надо говорить, что это будет разделять школьников и вносить разделение в российское общество. Школу нельзя отделить от тех реалий жизни, в которых живет ребенок. Он видит их, знает о мировоззренческом многообразии и должен научиться, живя среди людей разных взглядов и разного отношения к религии, сохранять свою веру и свою культуру. Преподавание ОПК поможет ребенку научиться уважать право своего соседа по парте быть «другим», а самому быть — православным.
В минувшем году стало очевидным формирование общественной силы, выступающей за то, чтобы наша Церковь занимала более активную общественную позицию по вопросу преподавания ОПК в государственной и муниципальной общеобразовательной школе и в сфере общественной морали. Сотни тысяч людей выразили поддержку выступлений Святейшего Патриарха за сохранение преподавания ОПК в школе.
Безусловно, православные граждане имеют право высказывать свою позицию по этому вопросу и добиваться, чтобы она была принята государством и обществом. И мы считаем некорректными обвинения Церкви в ее проникновении в систему образования. Когда Церковь говорит о необходимости преподавания ОПК в школе, то здесь речь идет не о привнесении в школу каких-то религиозных атрибутов, а о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении отечественной педагогики в образовании, которое даже в самые трудные времена воспитывало патриотов своей Отчизны, о духовно-нравственном измерении российского образования.
Не следует забывать и о том, что основными действующими лицами в отношении выбора содержания образования являются родители (если учащиеся несовершеннолетние). В соответствии с ныне действующим законодательством ни одно учреждение, организация или ведомство не может предписать родителям нормы, которые надлежит прививать их детям.
В конечном же счете, школа призвана выполнять образовательный заказ родителей. Большинство же родителей однозначно исповедуют себя православными. Более того, основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения.
Соответственно, если родители приносят ребенка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе, а также твердое намерение возрастать в познании христианского учения. Поэтому, говоря о добровольном характере изучения православной культуры, необходимо иметь в виду, что родители уже сделали этот выбор самим фактом крещения своего ребенка, и противодействие изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести.
Ввиду указанных выше изменений в законодательстве по инициативе Министерства образования и науки 20–21 декабря 2007 года в городе Калуге прошла конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».
В ходе работы конференции были определены принципы дальнейшего взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства образования, на основании которых в I квартале 2008 года в Академии образования будет проведено обсуждение проекта государственного стандарта общего образования второго поколения в части обеспечения прав граждан на добровольное и свободное изучение их детьми православной культуры.
Считаю важным, что прозвучавшее на форуме предложение провести в 2008–2009 учебном году олимпиады школьников по основам православной культуры было поддержано Министерством образования и науки. Проведение подобных мероприятий на федеральном уровне укрепит статус основ православной культуры и послужит стимулом для преподавательского состава учебных заведений к участию в них, а у школьников повысит интерес к изучению предмета.
В заключение хочу отметить, что сегодня еще много важных вопросов требуют своего решения, среди которых — официальное признание государством дипломов духовных учебных заведений и ученых степеней, проблема аккредитации духовных школ, признание многовековой традиции богословского образования.
Публикуется с сокращениями
|