“Особенности, трудности и первоочередные задачи православной миссии в современной Украине" (часть III)
Новые информационные технологии
Вызовом цивилизации нам, проповедующим Христа, является обилие новых информационных технологий. Использование их в проповеди является иногда достаточно эффективным, но мы сталкиваемся здесь с целым рядом проблем.
Зачастую компьютерные технологии используются, только бы использовать. В православной части интернет-страниц, которые посетить полезно и не стыдно, совсем немного. Остальные — лишь бы были. Потому консультации с авторами ведущих сайтов — как украинских, так и зарубежных — нужны каждому, кто идет проповедоватъ в Сети. Думаю, мы можем в этом рассчитывать на коллектив официальной страницы Украинской Православной Церкви, редактором которой является протоиерей Георгий Коваленко.
С другой стороны, определенная часть населения настроена к любым новым технологиям враждебно. Для них телевизор — это “икона зверя” (Откр. 13, 14—15), а компьютер — чуть ли не сам Зверь. И не следует просто отбрасывать такие взгляды как несущественные, пустые и вздорные, ибо людей, думающих так, немало. Не нужно пренебрегать таковыми “обскурантами” и “фанатиками”, нужно и к ним обратиться с проповедью. Ведь если мы свидетельствуем Истину враждебно настроенным к нам сектантам, нецерковным людям, преступникам, зависимым, — почему же мы отвергаем наших братьев и сестер заблуждающихся? Следует говорить им о соотношении внешнего и внутреннего, о значении всепобеждающей силы Божией, наконец и о том, что листовки и “подметные письма” антикомпьютерного содержания изготавливаются тоже при помощи ненавистных компьютеров. Миссия среди “традиционалистов” и “антипрогрессистов” должна обязательно иметь место.
Важно обратить внимание на развитие православного радио и телевидения — не отдельных передач и выступлений, а именно православных каналов, которые исключали бы всяческие нежелательные коллизии. С другой стороны, наличие православного вещания дает возможность систематического и целенаправленного свидетельства.
Финансовая сторона миссии
Я хотел бы коснуться и еще одного, крайне болезненного, аспекта свидетельства в современном мире — аспекта финансового. Об этом предпочитают вслух не говорить, но мне кажется, что следует сегодня озвучить эту проблему, чтобы вместе постараться ее решить.
У вопроса две стороны.
Первая — пастырь зависим в материальном смысле от своего прихода, он живет пожертвованиями пасомых. И вот представьте, что священник начинает проводить оглашение перед крещением, несколько дней рассказывать о вере, требовать от восприемников осмысленного знания Символа веры, и самих восприемников церковных и благочестивых... Что будет? Ответ, по-видимому, вы себе представляете: количество крещений в этом приходе резко упадет. Ведь многие уже привыкли, что крещение (равно как и венчание, соборование, погребение, покаяние и даже причащение) — треба и только треба. Причем треба не в смысле “священнодействия”, а треба в смысле “исполнения культовых потребностей населения”. Она, треба, не предусматривает активного личного участия в таинстве или обряде. И вдруг — оглашение... Проще пойти в другой приход или даже в другую конфессию — там это сделают быстро и просто, без этих “условностей”.
А теперь попробуйте понять пастыря, который сейчас стоит перед судьбоносным выбором: или быть миссионером, или быть сытым! Подумайте о том, насколько этот вопрос болезненный, и прошу вас, уважаемые участники и гости, совместно искать пути его решения.
Конечно, мы маловерны, ведь Господь никогда не оставит праведника. Псалмопевец говорит: “не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс. 36, 25). Однако сложность тех дней, когда действительно будут уходить потенциальные прихожане в другие приходы и другие конфессии, когда будут жаловаться епископу на “зарвавшегося попа”, должна быть понятна всем. Я говорю также для того, чтобы предостеречь следующих ораторов, а также участников секций от голословных призывов сделать то-то и так-то. Постарайтесь учитывать вот такую страшную реальность и предлагайте пути, которыми могли бы пройти если не все, то многие.
И вторая сторона финансового вопроса. Миссионерское делание требует средств. Как это ни печально, но не только съезды и конференции, а и содержание образованного миссионера, издание приличной книги, радиопередача, телефильм с привлечением профессионалов — все это сопряжено с затратами, от значительных до колоссальных.
Мне могут возразить, что, мол, Господь пошлет средства. Согласен, но и Сам Господь говорил: “Кто из вас, желая построить башню. не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?” (Лк. 14, 28—30).
И нам следует серьезно подумать, как организовать финансирование миссионерства на всех уровнях, начиная от приходского. Будет ли это создание каких-то фондов, или целевое финансирование определенных проектов, или ежегодные отчисления приходов на общеепархиальные миссионерские потребности? Давайте вместе поразмыслим об этом.
Возможности сотрудничества в миссии
Наконец, еще раз о самом главном. Апостол Павел, как истинный миссионер, свидетельствует, что власть, данная ему от Бога, есть власть “к созиданию, а не к разорению” (II Кор. 13, 10), направленная для устройства Церкви Христовой, в которой апостолы, являясь созидателями Тела Христова, “истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви” (Еф. 4, 15—16). Из этого мы должны исходить во всяком деле нашего свидетельства.
Любовь, и любовь во Христе — вот та основа, на которой может быть создано свидетельство. Не карающий меч, но любовь!
Эта любовь будет служить и критерием возможности сотрудничества в миссии, эта любовь подскажет пределы допустимого и недопустимого; она же и засвидетельствует верность достигнутой цели.
Итак, мы вкратце пытались обрисовать основные проблемы современного свидетельства в Украине. Их, как видите, много, и следует еще учесть, что при более внимательном рассмотрении их может оказаться гораздо больше. Да, но именно эти проблемы и должны подвигать нас к серьезному деланию на ниве миссионерства.
Мир без особенного восторга встречает проповедь о Христе. Это и не удивительно. Христос говорит: “гнали пророков, бывших прежде вас” (Мф. 5, 12), и паки: “Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня” (Ин. 15, 20—21), и еще: “Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить... и гнать из города в город” (Мф. 23, 34), и снова: “будете ненавидимы всеми за имя Мое” (Мф. 10, 22).
Да, мир видит в Благой Вести суд себе (Ин. 16, 8-12), и потому не приемлет свидетельства. А если и принимает, то внешне и искаженно. И — как часто мы это забываем! — Господь говорит: “Сын Человеческий. придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18, 8). Православная миссия всегда встречала противодействие, и потому взвешенные и выверенные, проникнутые любовью слова и деяния нашего свидетельства, несущие в темноту мира свет Христов, хотя и встречают противодействие, но не должны повреждаться в самом главном — в угоду ли правам “века сего”, или из неправильно понятого человеколюбия.
Преходит и изменяется все — условия жизни и политическая мода, язык и культура, границы и общественные идеалы. И только настоящая любовь непреходяща. И эту любовь мы несем людям, свидетельствуя о Христе. Эта любовь должна гореть в наших сердцах, и она, Богу содействующу, способна объединить народ, просветить, освятить и преобразить не только каждого человека в отдельности, но и всех, без различия пола и возраста, образования и социальной принадлежности. В причастности Божественной любви — залог спасения. Потому и наш форум проходит под девизом, который, хочется верить, станет лейтмотивом нашей миссии: Любовью и единением спасемся! Благодарю вас!
|