№ 19(368) октябрь 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Православное искусство в жизни общества

Россия переживает сегодня один из самых сложных и динамичных периодов своей истории. В течение жизни одного поколения происходит смена ценностных ориентиров и общественных идеалов. Стала более явной потребность в духовных ценностях, как в созидательной силе, без которой реформация жизни бессмысленна. В связи с этим возрос интерес к отечественной духовной традиции и православной культуре.

Редакция «Церковного вестника» совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, музеем им. Андрея Рублева и Центром развития православных ремесел «Русский Афон» открывает новую рубрику «Современное искусство». В ней будут обсуждаться актуальные вопросы современного церковного искусства — как литургического, так и внелитургического. Вести рубрику будет декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского университета, старший научный сотрудник музея им. Андрея Рублева протоиерей Александр Салтыков. В программе рубрики — обсуждение широкого круга тем:

· Православный храм и икона XXI века

· Различные духовные и художественные традиции в работе иконописных мастерских

· Возрождение лицевого золотного шитья, утраченного в советское время

· Православная скульптура, ее место в храме, в монастырях и на улицах городов

· Религиозная живопись — форма и содержание

· Прикладное искусство в церковном обиходе и быту православного человека

Мы приглашаем читателей ЦВ к участию в разговоре. 

Русский философ И.А. Ильин утверждал, что «никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни добродетели, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Все великое и священное идет изнутри». Поднять сам дух России и спасти страну от бездуховности может только православие — идея, создавшая и воспитавшая русский народ.

Построение жизни российского общества на основах православной культуры является жизненно важным для сохранения и духовного возрождения нашего Отечества. Если, по словам Д.С. Лихачева, культура превращает население в народ, нацию, то православная культура делает нашу страну Россией, дает народу духовный стержень и тысячелетнюю историю. Православное искусство при этом является зримым выражением православной культуры. Оно доступно пониманию каждого и является формой религиозного просвещения, ненавязчиво знакомя зрителей с «богословием в красках». Это то, что требуется сейчас для знакомства молодежи с основами православной культуры.

Понятие «православное искусство» подразумевает не только сакральные образы икон, фресок и богослужебную утварь. Оно распространяется на все культурное пространство, которое окружает современного человека, на среду его обитания. Православное искусство свидетельствует о творческом потенциале России, о красоте и глубине православия, о Христе как об Истине, утверждает правду о жизни и смерти, о праведности и грехе, о смысле бытия. Его целью является нравственное совершенствование человека и общества. Православное искусство должно быть ориентировано не только на священнослужителей и прихожан храмов, а на все российское общество, на всех людей, которые причастны к русской культуре, потому что русская культура по большому счету является православной. Такой подход позволяет подарить современному русскому человеку единое культурное пространство и объединить русских России и зарубежья на основе вековых традиций русской культуры и духовности.

Православное искусство является культурным фундаментом и связующим элементом российского общества. Корни древнерусского градостроительства, архитектуры, музыкальной культуры, живописи, скульптуры, книгопечатания находятся в православии. Сейчас общество возвращается к своим истокам. Растет интерес к византийской и древнерусской культуре и искусству. Все больше молодых людей ищут себя в православном творчестве. Православное искусство в широком смысле — это антитеза современному коммерческому искусству. Это исторически сложившееся и понятное миллионам искусство, сохраняющее традиции и духовность российского общества, в отличие от хорошо организованного «прогрессивного» и «детабуированного» коммерческого искусства, проповедующего терпимость к пороку и рассчитанного на «продвинутых» людей. Православное искусство должно быть интересно и привлекательно для молодежи. Оно никоим образом не должно считаться периферией современного искусства.

Противоречие этих двух культур имеет глубокие корни. После уничтожения социалистического типа общежития российское общество раздирают две противоположные силы, каждая из которых стремится повести общество по своему пути: пути патриархальному, основанному на традиционных для России морально-этических ценностях, и пути прагматическому, по западному образцу, строящемуся на рационализме и примате материальных ценностей. Сегодняшняя ситуация в России — это драматический конфликт неспособности втиснуть русскую духовную культуру и мягкую созерцательность православного человека в рациональные рамки секуляризованной западной цивилизации. При этом православное искусство оказывается на переднем плане этого конфликта. Принятие или непринятие православной культуры означает принадлежность к тому или иному лагерю. Православное искусство может стать объединяющей идеей для тех, кому дороги российские история и традиции. В  этом состоит величайшая роль православного искусства для современной России.

Стабильность российского общества и его будущее во многом зависят от выбора культурной составляющей развития страны. Православное искусство предлагает опираться на 2000-летнюю культуру христианства, альтернативная культурная традиция основывается на приоритетах общества потребления и, зачастую, отторжении традиционных ценностей. Оба эти направления с трудом совместимы. При этом современное «общечеловеческое» искусство крайне агрессивно, оно заявляет о себе с экранов ТВ и с рекламных плакатов, со страниц журналов и из выставочных залов. Православное традиционное искусство, при всем своем огромном творческом и изобразительном потенциале, мало заметно в российском обществе и в средствах массовой информации. Равное сосуществование этих двух систем мировосприятия с учетом их антагонизма вряд ли возможно. Речь идет о приоритете одной из них в современном искусстве и современном обществе. В течение длительного времени западный подход вытеснял из культурного пространства общества традиционную православную культуру. Но в последние годы интерес к православному искусству значительно вырос. 

С этой проблемой сталкиваются также Сербия, Греция и другие страны с самобытной культурой. Они чувствуют на себе «просветительскую» деятельность Запада. Но в Греции традиции православия не прерывались, в школах ведется преподавание Закона Божьего и общество сопротивляется попыткам объединенной Европой секуляризовать образование и открыть Святую Гору Афон для туристов. В  России ситуация значительно острее, учитывая переходный период после болезненного для многих краха коммунистической идеологии. И от того, на образцах какой культуры будут воспитываться наши дети, зависит, в каком обществе они будут жить.

Идеологическая война — это прежде всего война образов. Она усилилась после завершения холодной войны, и ведется незаметно, но эффективно. В войнах всегда используются самые современные технологии, которыми располагает соответствующая культура. В  ярких рекламных клипах, журналах и плакатах нашему обществу предлагаются образы «красивой жизни». Стоимость этой рекламы, а фактически — бюджет информационной войны, ведущейся против традиционных ценностей, составляет миллиарды долларов. Этой агрессии образов «западного процветания» противостоят святые образы, с которыми Русь живет и спасается 1000 лет, и традиции русского народа. Важная роль здесь принадлежит православному искусству, которое также держит оборону самобытности нашей страны.

Прошедшая в январе-феврале 2007 года в Центральном Манеже в Москве Первая международная выставка православного искусства «Свет Миру» показала, что православное искусство все чаще выходит в крупнейшие выставочные залы страны. И это дает основание полагать, что со временем оно займет достойное место в культурной жизни страны.

В настоящее время, кроме периодических выставок православного искусства, важно иметь место, где православные художники могли бы получить консультацию специалиста, представителя Церкви, и выставлять свои работы. Таким местом мог бы стать Центр православного искусства, который, по мнению участников выставки, должен объединить православных художников и искусствоведов под окормлением Русской Православной Церкви. Назрел вопрос о создании постоянно действующей обновляемой экспозиции лучших произведений православного искусства. Подобная выставка стала бы иллюстрацией курса «Основы православной культуры».

Только когда современное российское искусство, будь то живопись или кино, станет восприниматься не как повторы западных образцов, а как самостоятельные произведения, выполненные в присущих нашему обществу традициях, у российского человека появится предмет гордости за свою культуру. Православное искусство должно стать предметом самоидентификации русского человека.

Развитие церковных исскуств  и опыт проведения выставок православного искусства ставит ряд вопросов, которые требуют широкого обсуждения. Многие специалисты и представители Церкви высказывают озабоченность общим положением дел в современной иконописи и храмовой архитектуре, разобщенностью мастеров. Работы многих иконописных мастерских не отвечают требованиям Церкви. Вырабатываемый в условиях рынка новый стиль ставит во главу угла внешнюю красивость и «умильность» иконы, упуская ее богословский смысл.

Это большой и серьезный разговор, в котором, мы надеемся, примут участие священники, богословы, художники, архитекторы, искусствоведы — все, кому небезразличны судьбы христианского искусства в современном мире. 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008