Проблемы теологического образования в России
Круглый стол «Роль теологического образования и науки в развитии российского гражданского общества» состоялся в Туле 8 февраля. Он был приурочен к совместному выездному заседанию Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию и Общественного совета Центрального федерального округа. С приветствиями участникам круглого стола выступили архиепископ Тульский и Белевский Алексий и ректор Тульского государственного университета Михаил Грязев. В выступлении Евгения Юрьева, председателя Общественного совета ЦФО, возглавившего круглый стол, было отмечено, что сегодня в нашем «обществе все еще доминирует понятие светскости в виде атеизма, и идеологической основой образования является атеизм». Первый заместитель полпреда Президента РФ в ЦФО Антон Федоров в своем выступлении подчеркнул, что «развитие законных форм присутствия Церкви в образовательном пространстве является важным направлением государственной политики». По мнению ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерея Владимира Воробьева, в настоящее время теология возвращается в образовательное пространство страны. Отныне люди могут изучать богословие, специалисты-теологи участвуют в научной и образовательной жизни, в любой сфере общественной и государственной жизни. В 2001/2002 гг. Министерство образования и науки приняло новый стандарт по предмету «Теология», в соответствии с которым в настоящее время ведется преподавание теологии в 36 вузах России, 21 из которых — государственные. Потребность молодежи в знаниях о религии подтверждают данные социологического исследования, проведенного социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Игоря Рязанцева. Одним из самых успешных опытов развития теологических подразделений на базе государственных вузов является кафедра теологии в Тульском государственном университете, возглавляемая протоиереем Львом Махно, на базе которой и был организован круглый стол. Но в сфере высшего теологического образования существуют и определенные проблемы: непризнание государством дипломов духовных школ, незавершенность вертикали теологического образования в высшей школе. Реформа высшей школы по Болонскому соглашению, которую реализует сейчас Минобрнауки, направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности российского образования. Однако в настоящее время степень кандидата и доктора теологии можно получить только за рубежом — в Великобритании, Германии, США и других странах. В России степени кандидата и доктора теологии не включены в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. При этом, как отметила в своем выступлении проректор по учебной работе Московского исламского университета Гульфия Хабибуллина, «опыт показывает, что подготовка специалистов-теологов, например, в области исламской теологии, в других странах неприемлема и даже опасна». По итогам работы круглого стола была составлена резолюция, предусматривающая ряд программ и мероприятий по содействию развитию теологического образования и наука в России. По материалам пресс-службы ПСТГУ
|