№ 23 (348) декабрь / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

В Мосгордуме обсудили возможность законодательного запрета эвтаназии

Адекватному отражению в российском законодательстве проблемы эвтаназии были посвящены парламентские слушания, которые состоялись недавно в Московской городской думе. Об итогах обсуждения рассказал журналистам депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по законодательству Александр Семенников на пресс-конференция, организованной 30 ноября в Медиа-центре «Известия». Точку зрения Русской Православной Церкви на пресс-конференции представлял сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Александр Макаров.
По словам А.Семенникова, в законодательствах около четверти всех стран мира содержатся нормы, связанные с эвтаназией. Статьи о запрете эвтаназии есть и в законодательствах трех стран СНГ — Азербайджана, Молдавии, Грузии. Российское же законодательство об эвтаназии вообще умалчивает. Уверенность в необходимости обсуждения этой темы с юридической точки зрения выразили представители Генпрокуратуры и столичного департамента здравоохранения, поддержавшие слушания в Мосгордуме.
Под эвтаназией предлагается понимать «умышленное причинение смерти неизлечимо больному, осуществляемое по его просьбе медицинским работником... с целью избавления от невыносимых страданий». Эвтаназия разделяется на активную (когда некий смертельный препарат специально вводится больному) и пассивную (когда по просьбе больного прекращается лечение).
Все участники слушаний сошлись во мнении, что в Уголовный кодекс необходимо ввести новую статью, предусматривающую ответственность за эвтаназию как за убийство. По мнению А.Семенникова, сейчас ни один из пунктов, касающихся разновидностей убийств (ст. 105 УК РФ), нельзя отнести к эвтаназии, так как это «особое убийство» — оно мотивировано просьбой неизлечимо больного и состраданием к нему. «Должен ли человек, который не выдержал, поддался уговорам больного, отвечать так же, как серийный убийца или террорист? Безусловно, он должен отвечать, но по более мягкой норме», — подчеркнул А.Семенников. Специалисты предлагают наказывать совершивших эвтаназию медиков ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права заниматься профессиональной деятельностью, а других лиц лишать свободы на срок от 3 до 7 лет.
«Никто даже не знает, насколько это актуально», — заявил депутат, отметив, что эвтаназия в России — это латентное, скрытое явление, которое нельзя «посчитать». Однако он привел данные недавнего опроса медиков Москвы, согласно которому 65% считают, что пассивная эвтаназия de facto осуществляется, а 24% отрицают этот факт. При этом наличие активной эвтаназии подтверждают 24%, а 66% опрошенных медиков о ней не слышали. 90% опрошенных уверены, что надо ввести специальную норму юридической ответственности за эвтаназию. 
А.Семенников кратко охарактеризовал зарубежный опыт. Только в трех странах медики зконодательно освобождены от ответственности за совершение эвтаназии — это штат Орегон (США), Голландия и Бельгия. В первом случае речь идет о так называемом «ассистируемом самоубийстве», когда врач оставляет больному смертельный препарат, предварительно разъясняя последствия его приема. В штате Орегон ежегодно около 100 человек, в основном раковых больных, обращаются к врачам за такой помощью, однако далеко не все из них принимают окончательное решение — таких за несколько лет насчитывается 170 человек. В Бельгии с 2002 года добровольно ушли из жизни с помощью врачей 400 человек. А в маленькой Голландии, где эвтаназия была узаконена в 2005 году, за год ею воспользовались 4300 человек.
Проблема чрезвычайно сложна, а грань между пассивной эвтаназией и проявлением свободного выбора человека очень тонкая, подчеркнул депутат. Например, самоубийство в нашей стране не считается преступлением, а доведение до самоубийства — уголовно наказуемо. На этом фоне парадоксальным выглядит то, что пособничество в совершении самоубийства, склонение к нему, содействие, предоставление провоцирующей к самоубийству информации (а этому, по словам А.Семенникова, посвящены целые интернет-сайты) в России не карается по закону. Все эти вопросы необходимо учесть, инициируя и подготавливая поправки об эвтаназии в федеральное законодательство.
Выступивший на пресс-конференции протоиерей Александр Макаров разъяснил, почему с точки зрения Православной Церкви эвтаназия является грехом и недопустима. Ссылаясь на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», он отметил, что для верующего человека прервать самостоятельно свою земную временную жизнь означает лишить себя жизни вечной. Предсмертные страдания следует воспринимать как благо, так как «ими частично мы можем искупить свои грехи». Кроме того, «всегда есть перспектива чуда и надежда на прорыв в науке, когда будет найдено лекарство от неизлечимой прежде болезни», считает о. Александр.
Он назвал эвтаназию «циничным преступлением, более циничным, чем заказное убийство», потому что больному легко внушить, что другого выхода у него нет. Священник не согласен с выводами депутатов: по его мнению, за эвтаназию не следует вводить меньшую ответственность, чем за другие убийства. «Никакой поблажки не должно быть для доктора, нарушившего клятву Гиппократа», — считает он. Кроме того, о. Александр опасается, что слишком мягкое наказание за эвтаназию может спровоцировать рост преступлений, связанных с получением наследства, недвижимости и пр., ускоряя уход из жизни многих пожилых людей.
Завершая пресс-конференцию, А.Семенников отметил, что «с развитием медицины проблема эвтаназии будет все более актуальной», и предложил всесторонне ее изучать.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008