№ 12 (313) июнь 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход к месту чудесного обретения иконы Святителя Николая Чудотворца — один из самых древних в России. Имеющий почти 600-летнюю историю, крестный ход был запрещен в 1930-х годах и официально восстановлен в 1989 году. Пять лет назад Патриарх Московский и всея Руси Алексий своим указом присвоил Великорецкому крестному ходу статус всероссийского. Сегодня этот крестный ход привлекает тысячи паломников со всех уголков России. В этом году Великорецкий крестный ход отметил 15-летие своего возрождения.

Священник Леонид Сафронов:

 С Великорецким крестным ходом мы ходим каждый год, уже 15 лет. Первый раз шло двести человек туда, а обратно всего двадцать. Тогда у нас был только один священник, а я сам был еще мирянином. Потом стало 2—3 священника и детей стало прибавляться... А сейчас сколько тысяч идет! Чем тогда было хорошо? Всем было где ночевать, когда приходили на место, сразу можно было погрузиться в купель.

Теперь священнику сразу искупаться не дают, потому что все бегут к нему за благословением. А с другой стороны, это хорошо, чтобы мы терпели, потому что все мы не терпеливы. Мало ли, что прошли этот путь, на своем здоровье прошли, а не на Божьим духе, и молиться мы все не умеем. Не можем сказать, что я дошел благодаря Христу.

В прежние годы было иначе — впереди крестного хода старушки шли. Помню, шла такая Маргарита, 86 лет, она шла и все пела. И так она дала нам подлинный образ крестного хода. А мы-то шли в первый раз — болтали языком, на второй раз — ногами болтали, на третий год мы головой болтали. И только потом благодаря этим старушкам начали языком шевелить — но не болтать, а петь акафист. Идти и всю дорогу петь молитвы — для нас это непростой труд, а у старушек как будто все легко получалось. Вот так и появился хребет крестного хода. Они нам это передали, а потом отошли в мир иной... 

Наш крестный ход — это как теплое течение Гольфстрим, потому что с разных сторон множество разных людей приезжает, бывают и невоцерковленные, но благодаря этому общему течению все становится на свои места.

Слава Богу, сейчас крестный ход имеет свое течение и свою особую глубину. Главное, чтобы Церковь вела крестный ход, священники, потому как крестный ход — от Церкви, а не от монархистов. И чтобы Церковь ощущалась, монархисты должны идти за священниками. И нужно священников распределить, чтобы как по полкам начальники были, а так в целом нормально. Ты ощущаешь себя в целом... Вся Россия должна быть, как такой крестный ход.

Вообще крестный ход пошел от Голгофы, потому что Господь шел с Крестом на Свою смерть. И наш крестный ход — по этому образу, чтобы воскреснуть, потерять свою силу физическую и потерять свои грехи, приобрести дух, потому что вся наша душа в грехах; потерять свою волю и приобрести «другого» себя. Вот и Голгофа наша.

Важно сюда именно дойти, дойти до Голгофы, туда — и, желательно, обратно. До Голгофы-то кто дошли? Сам Господь Иисус Христос, Иоанн Богослов видели Голгофу, были на Голгофе Мария — Матерь Божия и две мироносицы-жены. Остальные не дошли, но потом они покаялись и пошли на Голгофу уже без Христа, но со Христом в своем сердце.

Наш крестный ход один из старейших, и он никогда не умирал. Пытались его заморозить, но не получилось. Это теплое течение — оно и подо льдом течет и лед растапливает.

В этом году были помыслы уйти, тяжелым был крестный ход. Но сейчас эти помыслы ушли. Что такое дождь? Это Божие дело — сверху каплет. Да даже если бы он снизу шел — тоже Божие дело. Так что ничего, все хорошо. Чем тяжелее физически, тем яснее, что через немощи сила Божия проявляется. Не о мозолях на ногах надо думать, а о мозолях на языке.

Вот, пришли на это место — и не благодаря солнышку, а именно благодатью Божией. Так что крестный ход — изумительное явление.

Обретение иконы Святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году, когда крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ. Вскоре слава об исцелениях от иконы разнеслась по всей вятской земле. Около 1400 года жители столицы края уговорили отпустить образ в город Хлынов (позднее — Вятка и Киров), пообещав ежегодно приносить его на место явления. Чудотворная икона была утрачена в 1935 году при разрушении вятского Троицкого кафедрального собора.

Великорецкий крестный ход сегодня является самым протяженным из всех постоянно действующих в России. За шесть дней паломники проходят 180 километров. В этом году, несмотря на проливной дождь, 3 июня, после Божественной литургии в соборе прп. Серафима Саровского, из Кирова вышли, по различным сведениям, от 5 до 8 тысяч паломников. А всего в торжествах приняли участие около 10 тысяч человек.

На первую ночь паломники останавливались в село Бобино Кирово-Чепецкого района. В 3 часа ночи 4 июня крестный ход отправился в село Загарье, где был совершен молебен с акафистом Святителю Николаю. К 8 часам вечера крестный ход встретили в селе Монастырском. На следующий день паломники прибыли в село Великорецкое, где на берегу реки Великой было совершено всенощное бдение.

6 июня молились на Божественной литургии, которую митрополит Вятский и Слободской Хрисанф совершил в Спасо-Преображенском храме. Затем верующие совершили молитвенное шествие к святому источнику у места обретения чудотворной иконы Свт. Николая Чудотворца на берегу реки Великой.

7 июня крестный ход продолжился молебном с акафистом Святителю Николаю в Спасо-Преображенской церкви и проводами из Великорецкого.

Завершился крестный ход в Серафимовском соборе города Кирова в канун празднования Вознесения Господня.

Крестный ход бессменно возглавляет игумен Тихон (Меркушев). В конце прошлого года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил преобразовать Спасо-Преображенский приход села Великорецкое Юрьянского района в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и назначил игумена Тихона его наместником.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика