№ 8 (309) апрель-май 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Церковь и война. Хроника 1941 года

В годы Великой Отечественной войны глубокая и прочная связь русского народа и Православной Церкви раскрылась со всей убедительностью и полнотой. На фронте и в тылу, на оккупированных территориях и в концлагерях вера укрепляла русского человека. Открывались закрытые храмы, священники учили и проповедовали, хотя отношение советской власти к Церкви оставалось противоречивым. Скупые факты нуждаются в комментариях, но если соединить с ними живые свидетельства ветеранов, перед нами раскроется грандиозная панорама пробуждения народной души. И это духовное пробуждение не смогла игнорировать даже богоборческая власть.

 

1941

22 июня — в день Всех святых, в земле Российской просиявших, нацистская Германия напала на Советский Союз. В тот же день Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания. С Божией помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». Советские власти разрешили огласить это послание в храмах лишь 6 июля. Обращение митрополита Сергия стало началом широкой патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви. Всего за время войны митрополит Сергий (Страгородский) выпустил 23 послания.

26 июня — в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании победы Красной армии.

Июль — немецкими оккупационными властями закрыты антирелигиозные музеи, находившиеся в кафедральном Успенском соборе Смоленска и Троицком соборе Псковского кремля. Эти древние храмы были переданы Русской Православной Церкви, и в них возобновились регулярные богослужения.

Июль — один из ближайших помощников митрополита Сергия (Страгородского), экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) остается на оккупированной территории. Ему удается убедить немецкие власти в том, что им более выгодно сохранить в Прибалтике епархии Московского, а не Константинопольского Патриархата — «союзника» англичан. Под руководством митрополита Сергия (Воскресенского) на оккупированной территории в дальнейшем будет развернута широкая миссионерская деятельность.

10 августа — в Смоленске в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в возвращенном Церкви соборе отслужен молебен перед найденным накануне немецкими солдатами чудотворным списком этой иконы.

18 августа — первая группа священников во главе с протоиереем Сергием Ефимовым по благословению митрополита Сергия (Воскресенского) прибыла из Прибалтики в Псков. Напутствуя первую группу миссионеров, митрополит Сергий подчеркивал, что им предстоит осуществлять свое служение в стране, «где на протяжении более 20 лет религия самым безжалостным образом отравлялась и преследовалась, где народ был напуган, принижен, угнетен и обезличен. Придется не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки, объясняя и указывая ему преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни». В августе 1941 года 14 священнослужителей и псаломщиков начали свою деятельность на огромной территории (Псковской, Новгородской, Ленинградской, Великолукской, Калининской областей), где проживало два миллиона человек и действовало лишь несколько храмов. С октября 1942 года Псковскую духовную миссию возглавил протопресвитер Кирилл Заец. К началу 1944 года миссия смогла открыть более 400 приходов, в которых служили около 200 священников. Активно использовались такие формы просветительского, миссионерского и социального служения, как преподавание Закона Божия в приходских и общеобразовательных школах, создание детских садов и детских приютов, катехизация взрослых, просветительская работа духовенства с учителями,  миссионерская деятельность духовенства на радио. Ничего подобного не допускалось коммунистическим режимом в СССР не только в довоенное время, но и в течение всего послевоенного периода вплоть до 1989 года.

Сентябрь — на оккупированной территории гитлеровцы расстреливают священников за чтение в храмах первого послания митрополита Сергия (Страгородского). В Киеве были расстреляны настоятель Николо-Набережной церкви архимандрит Александр (Вишняков) и протоиерей Павел Остренский, в Симферополе — протоиерей Николай Швец, дьякон Александр Бондаренко, старец Викентий. Такое отношение оккупационных властей к распространению пастырских обращений свидетельствует о значимости и результатах этих посланий.

Октябрь — в тылу противника начала действовать 2-я Ленинградская особая партизанская бригада разведотдела штаба Северо-Западного фронта. Ее глубокий и дерзкий рейд по тылам врага был первым на советско-германском фронте.

В этом соединении вместе с коммунистами и комсомольцами сражались и верующие бойцы. Понимая исключительно важное значение народного

 сопротивления в тылу немецких войск, митрополит Ленинградский Алексий из блокадного города обратился к партизанам и жителям оккупированных районов с призывом: «Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами и мужчины, и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ».

19 октября — по решению советского правительства митрополит Московский Сергий (Страгородский) и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) с небольшой группой православного духовенства и священнослужителями некоторых других конфессий были эвакуированы в Ульяновск. К этому времени все храмы в городе уже были закрыты и, за исключением двух из них, полностью разрушены. Митрополиту Сергию было предложено служить в здании бывшего католического костела.

Октябрь — врач-хирург с мировым именем архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) становится главным хирургом эвакогоспиталя и консультантом всех госпиталей Красноярского края. Это произошло после того, как он направил председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Епископ Лука занимал указанные должности, оставаясь еще два года на положении ссыльного. Архиепископ Лука прославлен в лике святых в 1995 году.

24 ноября — митрополит Сергий и митрополит Николай выпустили первое в эвакуации послание к пастве. «Гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч «на защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада лживой личиной благочестия только прикрывает свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божии, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить свою сатанинскую власть над всей землей. Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами».

Ноябрь — Псковская духовная миссия выпустила обращение к населению, призывающее оказывать материальную помощь советским военнопленным, которую члены миссии готовы были доставлять им, несмотря на сдержанное и даже отрицательное отношение немецких военных властей к посещению лагерей для

военнопленных православными миссионерами. «Тронутые любовью к нашим в плену находящимся братьям, мы желаем им помочь и удовлетворить их нужды, — подчеркивалось в обращении. — Мы знаем, что русский человек не будет стоять в стороне, когда надо помочь ближнему... Дайте, что можете: одежду, обувь, белье, одеяла и т.д. Все будет принято с благодарностью и будет роздано военнопленным...»

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008





№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008



№ 21(370) ноябрь 2007




№ 6 (355) март 2007



№ 5 (354) февраль 2007









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика