№ 23(300) декабрь 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Необходимо правовое регулирование миссионерской деятельности

Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие и духовное здоровье нации», организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, прошла 22—23 октября в Воронеже. На форуме обсуждались вопросы духовной безопасности России, защиты культурного и духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Материалы конференции ЦВ публикует на этой полосе, а также в разделе «Документы».

Согласно федеральному закону «О свободе совести и о религиозных организациях» религиозные организации имеют право распространять свое вероучение, однако механизм реализации этой нормы в части миссионерской деятельности религиозных организаций законодательно не отрегулирован. В связи с этим нередки случаи, когда лица, не являющиеся представителями религиозных организаций, но выдающие себя за таковых, под прикрытием миссионерской деятельности вводят в заблуждение граждан и тем самым совершают различные противоправные деяния, а также дискредитируют ту религиозную организацию, от которой они якобы посланы, что может способствовать ее закрытию.

В целях восполнения этого пробела в законодательстве в субъектах РФ был принят ряд законов, регулирующих миссионерскую деятельность, однако все они были опротестованы через суд или органами прокуратуры. Единственный действующий закон — это закон «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области», принятый в 2001 году.

В течение всего следующего года велась целенаправленная критика этого закона, который, по мнению многочисленных оппонентов, нарушал права граждан на свободу совести.

Прокурор области обратился с протестом в областную Думу с требованием отменить закон. Однако протест был отклонен, после чего прокурор обратился в Белгородский областной суд с просьбой «признать не соответствующими федеральному законодательству ключевые статьи областного закона».

В соответствии с этим законом лица, прибывающие в Белгородскую область с целью осуществления миссионерской деятельности, обязаны представить в местные исполнительные органы власти следующие документы:

— документ, удостоверяющий принадлежность к определенному религиозному объединению с указанием паспортных данных, целей и сроков визита в область;

— копию приглашения (если прибыли по приглашению религиозного объединения, находящегося на территории области);

— программу пребывания на территории области;

— свидетельство о регистрации по месту пребывания.

При отсутствии вышеуказанных документов к виновным применяются меры административного воздействия.

Протест прокурора области основывался на том утверждении, что в соответствии со статьей 28 Конституции РФ каждый гражданин имеет право распространять религиозные и иные убеждения, а миссионерская деятельность является одним из способов распространения этих убеждений, и, следовательно, закон области неправомерно регулирует федеральное законодательство, выдвигая в качестве обязательного требования наличие документа, удостоверяющего, что миссионер является действительно тем, за кого себя выдает. По мнению прокурора, это нарушает право гражданина на свободу совести.

Позиция епархии по данному вопросу состояла в следующем: действительно, в соответствии со статьей 28 Конституции РФ, каждый имеет право иметь и распространять религиозные убеждения, однако под словом «убеждение» следует понимать «свое мнение» или «свой взгляд». Таким образом, каждый имеет право распространять свое мнение или свой взгляд о религии. Далее епархией давалось толкование слова «миссионер», которое происходит от латинского слова «миссурис», т.е. «посланник» (или «представитель»), а также приводилось определение этого слова, данное С.И. Ожеговым: «Миссионер — это лицо, посланное для религиозной пропаганды среди лиц иной веры или неверующих». Таким образом, в обоих случаях миссионер — это посланник. Другого перевода и толкования это слово не имеет. Из этого следует логический вывод, что каждый гражданин не может распространять свои религиозные убеждения посредством миссионерской деятельности, так как не может быть посланным от самого себя.

Следующее утверждение в протесте прокурора основывалось на том, что в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных организациях» каждая религиозная организация при распространении вероучения действует, руководствуясь своими внутренними установлениями; а потому закон области, требуя наличия документов у миссионеров, незаконно вторгается в эти внутренние установления.

Позиция епархии по этому вопросу заключалась в следующем: так как миссионер является посланником или представителем юридического лица (а религиозная организация является юридическим лицом), то, в соответствии со статьями 53, 55 и 182 Гражданского кодекса РФ, он обязан иметь доверенность этого юридического лица. Таким образом, религиозная организация, пославшая своего представителя (миссионера) без документа (доверенности), нарушает федеральный закон.

Далее прокурор приводил такой аргумент: миссионер при распространении вероучения религиозной организации имеет право распространять и свои религиозные убеждения, и, следовательно, закон области, требуя у миссионера наличия документов, нарушает свободу совести в части распространения каждого гражданина своих религиозных убеждений.

Возражения епархии на этот довод состояли в следующем: так как миссионер — представитель, а религиозная организация — юридическое лицо, то, в соответствии с ГК РФ, представитель не имеет права действовать от себя лично; в противном случае, он уже не будет являться представителем.

Верховный Суд РФ своим определением от 3 декабря 2001 года отклонил кассационный протест прокурора Белгородской области и оставил закон без изменений.

Нормы закона «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области» ограничивают противозаконную деятельность официально зарегистрированных религиозных организаций. Посылая миссионера без соответствующих документов, религиозная организация нарушает действующее законодательство. Нормы закона также направлены на ограничение противозаконной деятельности официально не зарегистрированных религиозных организаций. Религиозная организация, не зарегистрированная в установленном законом порядке, не имеет права заниматься миссионерской деятельностью.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008





№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008



№ 21(370) ноябрь 2007




№ 6 (355) март 2007



№ 5 (354) февраль 2007









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика