№ 23(300) декабрь 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Будущие врачи изучают биоэтику

В современной науке есть такие направления, в которых этические проблемы становятся не только предметом дискуссий и обсуждений, но и конкретных действий. Одно из наиболее важных среди них — биомедицинская этика, исследующая нравственное отношение общества и профессионалов-медиков к жизни, здоровью и смерти человека. Эта наука изучает этические аспекты таких проблемных ситуаций в современной медицине, как искусственное оплодотворение, аборты, стерилизация, смерть мозга, эвтаназия, трансплантация органов, «планирование семьи», клонирование, медико-генетическое консультирование, оказание психиатрической помощи, работа с тяжелобольными и неизлечимыми людьми и т.д. Сегодня наш разговор о том, как изучение биоэтики ведется в Российском государственном медицинском университете (бывший 2-й медицинский институт), какие задачи ставят перед собой педагоги, с какими проблемами они сталкиваются. Наши собеседники —  завуч кафедры биомедицинской этики РГМУ Лев Брунович Ляуш и старший преподаватель Игорь Викторович Чиндин.

— Скажите, пожалуйста, когда в Российском государственном медицинском университете была создана кафедра биоэтики?

И.В. Чиндин: Две с половиной тысячи лет в европейской культуре формировались и сменяли друг друга различные морально-этические принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Но сегодня есть возможность вычленить в этом многообразии подходы, имеющие непреходящее значение для современного врача. В последнее время эти вопросы становятся очень актуальными. Наша кафедра полноценно действует с 2000 года, до этого около пяти лет преподавание биомедицинской этики велось факультативно. Сейчас в обучении задействованы студенты всех курсов и факультетов.

Л.Б. Ляуш: На западе биоэтику изучают давно. Включение этого предмета в российскую вузовскую программу вызвано, в том числе и необходимостью интеграции наших специалистов в европейскую систему. В последнее время очень сильно изменились медицинские технологии, поэтому значительно пересмотрены учебные программы, выпущены новые учебники. Есть вузы, в которых также созданы кафедры биоэтики, в других изучение ведется на факультативном уровне.

— Включает ли в себя предмет биомедицинской этики православные элементы?

И.В. Чиндин: Биомедицинская этика — это, конечно, светская наука, рассматривающая нравственные и этические проблемы в профильном медицинском направлении, но, как и любая этическая система, она своими корнями уходит в нравственные императивы человеческой жизни. А когда мы говорим об общечеловеческих ценностях, о духовности, то прежде всего имеем в виду религиозные ценности. Именно поэтому биоэтика включает в себя православные элементы.

— Как преподавать биоэтику с православной точки зрения в светском вузе?

И.В. Чиндин: В данном случае мы говорим не о религиозной ангажированности, а о том, что существует несколько точек зрения на различные спорные вопросы в области современной медицины — например, на проблемы эвтаназии, прерывания беременности, трансплантологии, генной инженерии. Из нескольких точек зрения мы выделяем, на наш взгляд, наиболее этичные, соответствующие общечеловеческим ценностям. На первой позиции, конечно, православная точка зрения, которая отражает максимально этический и нравственный подход.

Л.Б. Ляуш: Если мы обозначим все многообразие врачебного нравственного опыта понятием «биомедицинская этика», то обнаружим, что сегодня она представлена двумя формами — либеральной и консервативной. В мире не существует единой точки зрения по многим острым медицинским проблемам. Мы констатируем, что есть по крайней мере две позиции, которые пересекаются, сталкиваются. Но наша основная цель — не только ознакомить будущих медиков с нравственными сторонами актуальных проблем современной медицины, но и выработать у них устойчивую ориентацию к добру и готовность в своей практической деятельности руководствоваться принципами и нормами биомедицинской этики. Именно поэтому в учебное пособие включен раздел по основным вопросам социальной концепции Русской Православной Церкви. Изучение проблем биомедицинской этики должно способствовать формированию у студентов осознанного нравственного отношения к живому, к жизни, здоровью и смерти человека.

И.В. Чиндин: Во время обучения мы затрагиваем не только медицинские аспекты. Например, когда мы обсуждаем со студентами демографические проблемы, которые являются следствием духовно-нравственного кризиса, в том числе и проблему абортов, то подробно говорим о законодательных аспектах. Или когда рассматриваем проблемы статуса эмбриона, то поднимаем общефилософский аспект.

— Меняются ли при этом взгляды студентов?

Л.Б. Ляуш: В данный момент подводятся итоги недавно проведенного среди студентов опроса. Мы традиционно в начале изучения курса и в конце интересуемся мнением студентов по различным этическим проблемам. У большинства студентов резко отрицательное отношение к клонированию. По вопросу абортов и эвтаназии студенческая аудитория делится практически поровну — 50 процентов сторонников и 50 процентов противников. Но все же есть тенденция увеличения числа будущих медиков, отрицательно относящихся к искусственному прерыванию беременности.

Мы стремимся каждый вопрос рассматривать нестандартно, чтобы дать возможность подумать, поразмышлять. Например, вначале большинство студентов считают, что основной причиной прерывания беременности являются финансовые и жилищные проблемы. Мы говорим им о том, что был такой эксперимент: женщинам предлагали материальную помощь в размере до 300 долларов в месяц и возможность решения квартирного вопроса, но только 10 процентов из них согласились не делать аборт. После таких аргументов, обсуждений, дискуссий многие студенты начинают видеть проблему под другим углом, понимают, что она более сложна и многогранна, чем кажется на первый взгляд. Мы стараемся дать студентам такую информацию, которую они не услышат по радио, не увидят в телепередачах.

— Ваша кафедра сотрудничает с православным медико-просветительским центром «Жизнь». Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

И.В. Чиндин: Это сотрудничество существует с момента основания кафедры. Мы пытаемся совместно издавать научные материалы и учебно-методические пособия, разрабатываемые на кафедре. Сейчас фактически уже завершен проект по оцифровке материалов и записи их на диск формата МР-3. Вскоре этот диск появится в широком доступе. Помимо научно-исследовательских материалов, он содержит наше ноу-хау в области образовательных технологий. Лекции преподавателей кафедры биомедицинской этики записаны не только в текстовом виде, но также и в аудиоформате.

Материалы полосы подготовлены Светланой Рябковой

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008