№ 17(366) сентябрь 2007 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Как относится Церковь к «Клятве Гиппократа»

Иеромонах Иов (Гумеров):

Сейчас уже невозможно разрешить вопрос о том, является ли знаменитый греческий врач с острова Коса Гиппократ (ок. 460 — 377 или 359 г. до Р. Х.) автором этого текста. Ему приписано 72 сочинения, однако знаменитый врач Гален (II век по Р.Х.) признавал подлинными только одиннадцать из них. Тем не менее «Клятва» вполне соответствует четырем этическим принципам, которые выдвигал Гиппократ: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного.

«Клятва Гиппократа» представляет собой не просто моральный кодекс врача, но одновременно религиозно-этический документ, появившийся в языческом обществе. Автор текста клянется Аполлоном, Асклепием, Гигиеей и Панакеей.

Бог запрещает нам клясться идолами: «Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги» (Иер. 5, 7). Господь наш Иисус Христос дал нам евангельские заповеди, первая из которых — любовь к Богу и ближнему (Мф. 22, 36–40). Заповедь эта выше закона и клятвы. В притче о милосердном самарянине показан пример деятельного исполнения ее. Христианская любовь есть исполнение всех нравственных требований (Гал. 5, 14; 6, 2; Рим. 13, 8 и сл.; Кол. 3, 14); она не оставляет места никаким социальным или расовым преградам (Гал. 3, 28) и простирается даже на врагов (Мф. 5, 43–47; Лк. 10, 29–37). Многовековой опыт показывает, что заповедь любви является самым действенным и плодотворным руководством для врача-христианина. В измененном виде «Клятва Гиппократа» сохраняла силу во всех христианских странах на протяжении веков.

Впервые «Клятва Гиппократа» была отменена во время Французской революции. Тогда же впервые в мире был узаконен аборт (1791–1810 гг.). Постепенная секуляризация европейской жизни вела к тому, что вместо измененной в христианском духе «Клятвы Гиппократа» стали появляться разные моральные кодексы и декларации врачей, приспособленные к безрелигиозному сознанию. Они лишены какого-либо духовного содержания.

Если же оценивать «Клятву Гиппократа» с этических позиций, то она и сейчас должна быть признана значимой, ибо проникнута стремлением построить деятельность врача на высоких моральных нормах. «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство». Многие ли врачи могут сейчас с чистой совестью сказать, что они руководствуются этим принципом?

С точки зрения христианства самой значимой частью рассматриваемого нами документа является обет не причинять пациенту никакого зла: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Тяжело сознавать, что именно эта часть «Клятвы Гиппократа» полностью отброшена.

По данным официальной статистики в России ежегодно совершается около 6,5 миллионов абортов, из них 10% криминально. Кто совершает эти аборты? Люди, окончившие медицинские институты и имеющие диплом врача. Из современной «Клятвы врача», которую дают окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации при получении диплома, удален запрет убивать зародившуюся человеческую жизнь.

Причина заключается в массовом безверии. Об этом убедительно говорит архиепископ Уфимский Никон, который имеет высшее медицинское образование: «Современная российская гинекология, выросшая на яде атеизма, сейчас теряет остатки врачебных этических норм. Разве не обязанность гинеколога приложить максимум усилий для того, чтобы отговорить женщину от аборта? Повсеместной становится ситуация, когда женщине, пришедшей на прием к участковому гинекологу по поводу своей беременности, врач с ходу безразлично спрашивает: “Аборт делать будем, или рожать?” Но все чаще и чаще те, кто обязан лечить, заставляют женщин делать аборты, пугая их вымышленными опасными последствиями… Нынешняя российская гинекология, уничтожая миллионы младенцев в утробе матерей ежегодно, лишает себя Божьего покровительства, святой благодати, того, что на практике называют врачебной интуицией, врачебным гением…»

В конце «Клятвы Гиппократ» выражена уверенность: «Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому» (в современной «Клятве врача», естественно, этого нет). В приведенных словах явственно обозначился духовный горизонт этого документа, который родился в языческом обществе. Для врача-христианина, совершающего свой труд на основе евангельских заповедей, высшей наградой является спасение: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2  Кор. 5, 10). 

по материалам Pravoslavie.ru

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008