№ 1-2 (278-279) январь 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Православный рунет на перепутье

В рамках XII Рождественских чтений о специфике работы в интернете пойдет речь на заседании секций «Православная журналистика» (28 января, Издательский Совет Русской Православной Церкви), «Православный интернет и мультимедийные технологии» (29 января, Храм Христа Спасителя), а также на «круглом столе» «Информационная политика Православной Церкви» (28 января, Издательский Совет Русской Православной Церкви).

В центре внимания будут тенденции развития православного сегмента Сети, проблемы интернет-образования, особенности интернет-журналистики и информационного взаимодействия со светскими сайтами.  На секции «Православный интернет и мультимедийные технологии» состоится презентация ряда проектов, и в том числе первого путеводителя по православным ресурсам интернта.

Интернет играет все более заметную роль в современном обществе. Компьютерная сеть стала мощным каналом массовой коммуникации, наряду с телевидением и телефонными сетями. Аудитория российского сегмента сети, Рунета, составляет, по данным исследований, около 10% населения. В основном это мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, живущие в крупных городах. Многие из них проводят в интернете не менее трех часов ежедневно семь дней в неделю.

Считается, что три основных функции, которые осуществляются через интернет, это информация, коммуникация и услуги. Редакции СМИ давно используют в своей работе оперативную новостную и справочную информацию, которую производят интернет-издания и он-лайн агентства. Возможности общения, которые предоставляет интернет, востребованы прежде всего молодежью, если речь идет о чатах и интернет-пейджерах, но и взрослые активно используют в своей работе электронную почту и поддержку профессиональных сообществ, сформированных на форумах. Сфера услуг в интернете развита уже достаточно хорошо. Сюда входят различные поисковые машины, почтовые системы, каталоги ресурсов и интернет-магазины. Направление, которое только начало развиваться в Рунете, — дистанционное образование. Благодаря информационным технологиям студенты из отдаленных районов могут получить доступ к программам и методикам, применяющимся в ведущих вузах. Ожидается, что интернет-образование постепенно заменит заочную форму обучения.

Когда в 1996 году возникли первые православные сайты, а в 1997 году были открыты официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru ) и сервер «Православие в России» (www.or.ru), православные пользователи возлагали на интернет большие надежды. В условиях отсутствия у Церкви полноценного выхода на телевизионную аудиторию, небольшой доли православных передач в радиоэфире, узкой региональной специализации основной части церковной периодики интернет должен был играть важную роль в формировании и сохранении единого информационного пространства Церкви. На первых семинарах «Православие и развитие интернета», регулярно проходящих с 1998 года по инициативе московских православных веб-мастеров и журналистов, много говорилось и о новых возможностях и опасностях, которые освоение интернет-пространства представляет для православной миссии. Шли дискуссии о том, будут ли православные миссионеры эффективно действовать, оказавшись в равных условиях с сектантами и атеистами, или православные пользователи сформируют некое закрытое сообщество. С течением времени стало ясно, что прогнозы были завышенными, а опасения — преждевременными. Православный Рунет оформился в полноценное интернет-сообщество, в котором присутствуют все типы сайтов — от личных страничек и виртуальных дневников до информационных порталов и библиотек, насчитывающих тысячи единиц хранения. Если для светских журналистов престижно перейти работать из электронного издания в «бумажное», то православные стремятся опубликоваться в одном из посещаемых интернет-СМИ, а материалы многих православных газет и журналов представляют перепечатки из интернета. Каталоги православных ресурсов Рунета (www.hristianstvo.ru, pagez.ru/linklist) насчитывают около 1700 сайтов. Самые популярные из них (www.pravoslavie.ru,  www.mospat.ru) посещают около полутора тысяч читателей.

Неофициальный религиозный центр русскоязычного интернета — форум диакона Андрея Кураева «Человек и его вера». За свою пятилетнюю историю он объединил несколько тысяч пользователей со всех концов света. Форум создавался как площадка общения православных с представителями других вероисповеданий, поэтому среди его участников встречаются люди самой экзотической религиозной ориентации, но большинство все-таки составляют христиане, преимущественно — православные. Форум дает уникальную возможность общения на равных со священниками: здесь  можно обсудить цитату из Священного Писания или святых отцов, житейскую ситуацию или политическую жизнь страны. Миссионерские издания Русской Православной Церкви часто анализируют материалы православных интернет-форумов, студенты и преподаватели миссионерских факультетов используют дискуссии на форумах как срез мнений и настроений, который необходимо учитывать. Конечно, новичку трудно сразу сориентироваться на форуме диакона Кураева (одних только тематических разделов там больше шестидесяти), но если вникнуть, можно узнать мнения разных групп церковной общественности по актуальным вопросам церковной жизни.

Пик развития православного сегмента Сети пришелся на 2000—2001 годы. Последнее время отмечено некоторой стагнацией. Все самые заметные и посещаемые интернет-ресурсы были созданы несколько лет назад и с тех пор не претерпевали заметных изменений, что по законам интернета неизбежно влечет за собой падение интереса аудитории. Сегодня сделать яркий православный интернет-проект трудно. Основные информационные ниши заняты официальным сайтом ОВЦС и интернет-журналом Сретенского монастыря «Православие.ру», а православных журналистов, работающих в другом формате, больше соответствующем техническим и психологическим требованиям интернета, на сегодняшний день никому собрать не удалось. Ведь освоение интернет-пространства — это не только вопрос грамотного использования технологий, но и решение задач, стоящих перед журналистами и редакторами — теми, кто формулирует концепции и задает направления деятельности. Очевидно, что православному Рунету не хватает свежих сил и интеллектуального ресурса, богословски образованных журналистов, умеющих мыслить современными категориями.

Дьякон

Андрей Кураев:

На сегодняшний день в интернете чувствуется острая нехватка позитивной церковной публицистики, которая неофициозно объясняла бы официальную позицию Церкви. В интернет-пространство  ринулись люди со «своей идеей», с «сумасшедшинкой». А голос стабильного, консервативного церковного большинства и иерархии почти не слышен.

А ведь интернет нужен Церкви как средство нашего собственного воспитания! Интернет — это замечательная форма аскетического взросления. Дело в том, что иногда нам бывает трудно защищать наши святыни именно потому, что мы любим нашу веру и нашу Церковь. Поэтому и отвечаем слишком эмоционально, даже взбалмошно. И это идет во вред той самой вере, которую мы пробуем защитить. Интернет же дает возможность взять паузу для того, чтобы погасить свои эмоции, найти нужную информацию, продумать форму своей реакции и содержание своего ответа. Я считаю, что открытые интернет-форумы — это социологическая модель нашего современного общества. И если на этих площадках, в тепличных условиях, мы не научимся защищать Православие, если православные люди будут убегать с форумов при виде любого сектанта, это будет значить, что для нас и в реальной России нет места. Почему я считаю, что форум — это тепличные условия? Да, там могут обозвать, оскорбить, но и в реальной электричке так могут сделать. Только в электричке при встрече с сектантами и воинствующими атеистами не будет возможности исполнить опцию «звонок другу», выверить цитату по Библии или свт. Иоанну Златоусту. В интернете никто не обязывает писать ответ через пять секунд после появления сообщения, привлекшего твое внимание. Ты можешь ответить через неделю, а за это время собраться с мыслями и привести чувства в порядок. Другое отличие интернет-общения — невозможность суггестивного, «духовного» воздействия на собеседника. Ни интонация, ни глаза здесь не повлияют. Значит, остается голый «рацио». И это очень важно для церковных людей. Потому что усиленная нагрузка на разум, которая  дается в интернете, как раз способствует развитию тех мышц, которые оказались сильнее всего атрофированы в церковной жизни в XX веке — мышц богословия.

 

Борис Сафин,

руководитель компании «Экспресс-Интернет» (Казань):

Три года тому назад мы провели небольшое исследование уровня присутствия православия в интернете. Полученные результаты даже для нас были неожиданными: православие отставало в темпах освоения интернет-пространства от среднего бизнеса более чем на 5 лет. Удачные сайты можно было пересчитать по пальцам. В то же время спрос на религиозную информацию в Сети уже сформировался, чем не преминули воспользоваться всевозможные секты. И зачастую их сайты отличались по уровню исполнения в лучшую сторону. В ноябре 2001 года мы обсудили с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием результаты исследования и наши предложения по созданию сайта Казанской епархии. В тот же день владыка благословил создание такого сайта, и началась работа по подготовке информационного наполнения, привлечению к работе над сайтом энтузиастов из числа священнослужителей и прихожан. Через некоторое время к нам стали обращаться и из других епархий с просьбой помочь в организации епархиальных сайтов. Тогда рамки проекта были расширены. Теперь основной его задачей стала помощь епархиальным управлениям Русской Православной Церкви, православным монастырям, храмам и организациям в освоении интернета. Технология «Экспресс-Веб» позволяет администраторам сайтов легко управлять как структурой сайта, так и любыми объемами информации. В нее встроено множество сервисов, позволяющих вести диалог с посетителями сайтов (форумы, «вопрос-ответ», гостевые книги, рассылки и т.п.). Таким образом, к работе с сайтом нет необходимости привлекать специалистов со стороны.

Даже если принять во внимание значительную динамику (в сравнении с 2001 годом) увеличения количества православных сайтов, все это — отдельные сегменты, которые не вносят ощущения целостности православного интернета. Фактически, сегодня профессионально функционируют всего несколько центральных ресурсов, которые при всей своей масштабности никогда не смогут отразить жизнь всей Православной Церкви. Так уж сложилось, что пользователи интернета все больше внимания уделяют именно качеству ресурса — от информационной доступности до хостинга. Пойдут посетители на православный сайт или же на сектантский, зависит от общего состояния православного сектора интернета.

Как человек, занимающийся проблемами интернет-строительства более восьми лет, выскажу мнение, что основная проблема становления православного интернета — отсутствие концепции развития, базирующейся на анализе целевой аудитории, ближайших потребностей и текущих возможностей, определении конкретных этапов.

 

Епископ Сергиевский Василий:

Интернетом заражены многие,

но лишь некоторые не смогли устоять

Епископ Сергиевский Василий окормляет православную паству на Британских островах. Здесь, как и во всем западном мире, информационные технологии занимают все большее место в повседневной жизни людей и их профессиональной деятельности. Редакция ЦВ попросила владыку Василия поделиться размышлениями о том, какое влияние компьютерные сети оказывают на наше мировоззрение и церковную жизнь.

— Ваше Преосвященство, интернет во многом изменил образ современного мира. Это, безусловно, повлияло на наше сознание. Как, с вашей точки зрения, эти новые коммуникационные возможности  повлияли на нашу церковную жизнь? Возможно, новые коммуникационные технологии поставили перед нами вопросы, на которые необходимо дать ответ именно с церковной точки зрения?

— Я думаю, здесь есть две проблемы. Первая — вполне очевидная — интернет позволяет любому человеку, имеющему некоторые технические навыки, публиковать любые материалы. Если мы вспомним XII век, то тогда в принципе было крайне трудно что-либо растиражировать, каждый текст переписывался от руки и в одном экземпляре. В XVI веке, даже после изобретения книгопечатания, все это тоже было трудоемко и очень непросто. Сейчас мы видим, как этот процесс становится все проще и проще. И понятие «самиздата», по сути, становится нормой. Я думаю, что сегодня мы к этому не готовы, наше сознание не готово принять этот факт. 

Как следствие, в интернете голос Церкви может «приравниваться» к другим голосам, а это уже посягательство на авторитет Православной Церкви. Посмотрите, люди у церковной ограды, те, которые находятся в самом начале духовного пути, получают возможность высказывать свои мнения всему миру. Такие миряне считают, что точно знают, как нужно поступать в той или иной ситуации, и готовы громко говорить об этом. Как в интернете отделить их частные мнения от позиции Церкви?

Думаю, есть и другая фундаментальная проблема, которая не должна оставить нас, православных, равнодушными. Она связана с нашим образом молитвы, который по своей сущности является созерцательным, и с нашим отношением к материальному миру. Интернет навязывает нам иное отношение, прямо противоположное созерцательному. В последнее время мы все чаще сталкиваемся с людьми, которые, в силу своего жизненного опыта, совершенно не подготовлены к православной молитве.

— Если позволите, практический вопрос: как часто вы пользуетесь интернетом и с какой целью?

— Я использую интернет преимущественно для переписки по электронной почте. Что касается поиска информации, то я чаще всего прошу других людей найти ее для меня.

— Для вас это психологическая проблема или просто недостаток времени? С чем связано такое ограничение?

— Честно говоря, прежде всего с тем, что мой компьютер не слишком новый, и пользование интернетом, загрузка веб-страниц отнимает слишком много времени. А у моих знакомых компьютеры значительно мощнее.

— Мы часто говорим, что существует некая «виртуальная реальность», мир, отличный от привычного материального мира. Представляет ли это существенную проблему?

— Да, в мире интернета есть свои искушения. Что интересно, если вы посмотрите на картину распространения массовой эпидемии какой-то болезни, вы обнаружите, что микробы или бактерии есть практически у всех, в то время как симптомы заболевания будут только у некоторых. То же самое можно сказать и про интернет. Им заражены все, но лишь некоторые не смогли устоять. Таким людям увлечение интернетом может принести несчастье. В Оксфорде в одном из наших приходов есть две семьи, которые распались по этой причине: мужья не могли оторваться от интернета.

— Развитие коммуникационных технологий, позволяющих стремительно распространять информацию по всему миру, это один из факторов глобализации. Можем ли мы использоваться эти технологии в Церкви для решения межцерковных и епархиальных задач? Вы представляете Сурожскую епархию, которая находится на Британских островах. Мне кажется, что вам информационные аспекты глобализации принесли некоторую пользу. Это позволило быть ближе к Матери-Церкви. Так ли это?

— Это действительно так. Я вспоминаю те трудности, которые были у нас еще десять лет назад: мы плохо себе представляли, что происходит в Русской Православной Церкви. Сегодня ситуация совершенно иная. И я думаю, что в целом это надо оценивать положительно. Я убежден, что мы должны принять то позитивное, что приносят процессы глобализации, потому что в целом это соответствует воле Божией о нас. Господь сказал: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21)  Безусловно, на этом пути есть свои искушения. Как православные, мы должны думать и о том, какие сегодня есть глобальные противоречия и разногласия. И интернет — это один из способов помочь нам в этом деле.

Сегодня Русская Православная  Церковь — это глобальная Церковь. Но мы должны найти возможность внимательно посмотреть на православное присутствие в современном мире в целом и разработать надежные, приемлемые для всех нас формы взаимодействия. Так, например, насколько мне известно, нет никакой связи между православными у нас в Англии и православными в Южной Америке. В то время как в Южной Америке православных, вероятно, в десять раз больше, чем в Великобритании.

  Дети достаточно быстро осваиваются с интернетом и могут засиживаться у компьютера буквально сутками. Как вы думаете, родители в православных семьях должны учить детей обращаться с интернетом, ограничивать их, предупреждать об опасностях?

— Я думаю, очевидно, что дети сегодня — про английских детей я могу сказать это с уверенностью — перегружены информацией. Не будем забывать, что детство — это удивительное время, когда ребенок живет особой жизнью, вернуться к которой во взрослой жизни он уже не сможет. Ребенок находится необыкновенно глубоко в себе, и это надо поддерживать, защищать всеми возможными средствами. В этом смысле интернет и телевидение надо строго ограничивать и контролировать. Но я думаю, это можно делать только в том случае, если вы сами показываете детям пример. Если ребенок видит вас сидящими целый день за компьютером, он совершенно естественно сделает вывод, что так поступают все, когда становятся взрослыми.

— Терминология, которая прежде использовалась лишь специалистами по новым коммуникационным технологиям, сегодня проникает в разговорную речь, особенно в молодежной среде. Меняется образ жизни молодых людей. Некоторые их них готовы часами сидеть у компьютера, работая, играя и общаясь по Сети. Как вы думаете, не приведет ли это к очередному трагическому отчуждению поколений, не вызовет ли новую волну непонимания отцов и детей?

    Что мы видим? С исторической точки зрения, тот прорыв в технологиях, который

    произошел в последние 10—20 лет, вряд ли повторится в ближайшее время. И если это повлияет на проблему поколений, то захватит, по сути, лишь одно поколение. Потому что в следующем поколении снова будет найден какой-то баланс. Я не думаю, что эта проблема будет оставаться актуальной долгое время. С моей точки зрения, это не очень актуальная проблема уже сегодня.

 

Священник

Игорь Пчелинцев:

член Совета интернет-форума «Человек и его вера»

(Нижний Новгород)

Православный Рунет — это очень многоликое сообщество, именно много-ликое. Сейчас мы видим и персональные страницы приходов, священнослужителей, монастырей, и официальные сайты епархий и Патриархии. Некоторые известные личности — например, диакон Андрей Кураев — привлекли через свои интернет-проекты тысячи людей к позитивному общению в Сети и в реальности.

Более того, я бы предположил, что в Сети проявляется больше светлых и талантливых личностей. Если говорить о мирянах, то они получают больше возможностей для самовыражения и применения своих талантов во славу Христа. Я считаю, что для православных христиан есть место в Сети и в сетевом общении, даже если они не занимаются активной проповедью православия. Иногда даже просто присутствие трезвомыслящего и уравновешенного верующего человека в интернет-дискуссиях приносит очень большую пользу. За восемь лет, которые я знаком с интернетом, я приобрел огромное количество настоящих друзей в разных странах, наше сетевое общение давно переросло в реальное и очень тесное. Мы постоянно встречаемся, всегда находим позитивные темы для общения. Я бы даже дерзнул сказать, что нас соединил таким образом Христос — ведь ради Его Имени мы общались по Сети, и Он среди нас, когда мы во Имя Его общаемся в жизни. Я так верю. Меня радует, что многие из тех, с кем мы познакомились в интернете, пришли в Церковь. Радостно, что иногда мне самому доверяют интернет-братья и сестры — исповедовать их, обвенчать тех, кто познакомился по интернету, крестить их деток. Мы все молимся друг за друга.

 

Александр Дятлов,

администратор сервера «Россия православная»:

Глобальная сеть является не только доступным средством для двусторонней связи, но и предоставляет возможность донести важную информацию до широкой аудитории. Как только церковная общественность осознала этот факт, а произошло это в 2000—2001 годах, стали появляться интересные православные интернет-проекты. Некоторые из них успешно развиваются и поныне. Встречались и странные проекты, вроде предложения «поставить свечку online», и мошеннические, вроде сбора пожертвований от имени храмов, однако они не стали массовым явлением. На сегодняшний день можно сказать, что работа с интернетом стала обычным делом и для священнослужителей, и для мирян. К сожалению, профессионально сделаны лишь немногие из православных ресурсов. Хочу отметить, что православный сегмент интернета живет по тем же законам, что и большинство других, но есть и некоторые отличия. Среди православных сайтов встречаются такие, которые поддерживаются профессионалами-энтузиастами бесплатно, чего не встретить в бизнес-сообществе. Надо отметить, что интернет сегодня рассматривается некоторыми православными пользователями как «сеть несбывшихся надежд». В частности, на интернет возлагались большие надежды в области привлечения пожертвований, помощников и др., которые не сбылись.

Многие авторы православных сайтов недальновидно размещают их на серверах, предоставляющих бесплатный хостинг (boom.ru,

narod.ru). Как следствие посетители вынуждены рядом с православными текстами и иконами видеть неприличную рекламу. Мы уже несколько лет предлагаем православным организациям и частным лицам размещать сайты на нашем сервере «Россия православная». Критериев отбора сайтов, которым мы предоставляем хостинг, немного. Самый главный — создание веб-страницы должен благословить православный священник. Кроме того, сайт обязательно должен быть посвящен церковной тематике. Еще мы не принимаем заявки от анонимных авторов. Если есть сомнения в достоверности предоставленной информации, то либо перепроверяем, либо, при невозможности проверки, отказываем в хостинге. Из светских сайтов мы согласны размещать страницы светских образовательных учреждений.

 

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008





№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008



№ 21(370) ноябрь 2007




№ 6 (355) март 2007



№ 5 (354) февраль 2007









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика