№ 17(270) сентябрь 2003 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Духовное содержание гомеопатии

 

Необходимость обсуждения этой темы протоиерей Алексей Уминский, много лет тесно сотрудничающий с Центром св. Иринея Лионского, связывает с большим количеством вопросов, поступающих в Центр как от мирян, так и от священников, у которых прихожане просят благословения на гомеопатический курс лечения, а также с религиозным и мистическим отношением к гомеопатии со стороны тех, кто ей пользуется, в том числе и православных. Главный вопрос обсуждения: включает ли гомеопатия сверхъестественное, духовное воздействие, и — в случае утвердительного ответа — какой оно природы?

Протоиерей Дмитрий Смирнов отметил, что эти вопросы уже дважды обсуждались на заседании Церковно-общественного совета по биомедицинской этике, однако однозначные выводы так и не были сделаны, «истину найти не удалось». О. Димитрий признался, что сам он иногда принимает гомеопатические средства и, следовательно, большой опасности в этом направлении медицины как таковом не видит. В то же время  Элладская Православная Церковь, напомнил собравшимся о. Димитрий, категорически отрицает возможность использования гомеопатии православными верующими.

Выступавшие разделились на противников и сторонников гомеопатии. В числе первых выступил «давний оппонент гомеопатии», кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ Владимир Решетов. Он убежден, что основные принципы гомеопатии («подобное исцеляется подобным», использование лекарственного компонента в ничтожно малых дозах, особый способ приготовления препаратов путем многократного встряхивания и перемешивания) содержат иррациональные элементы, предполагают некое метафизическое воздействие. «Формально гомеопатические препараты можно считать идоложертвенными, так как это своего рода поклонение духу лекарства», — убежден В.Решетов. Доцент МИФИ считает гомеопатию безусловно вредной, так как она «сеет мистический взгляд на мир, размывает сознание».

Эта точка зрения была поддержана в докладе настоялеля собора св. Александра Невского в Новосибирске протоиерея Александра Новопашина. По его сведениям, научный эффект применения гомеопатических препаратов не доказан, должных исследований не проводилось. Ссылаясь на ряд публикаций, о. Александр настаивал на том, что гомеопатия связана с астрологией, оккультизмом, агни-йогой, «влиянием космических энергий» и т.д., скомпрометирована именем Е.Блаватской и других мистиков. В своем выступлении о. Александр широко использовал материалы Всероссийского съезда гомеопатов, состоявшегося в прошлом году в Новосибирске.

На защиту гомеопатии встали специалисты — практикующие врачи-гомеопаты, многие из которых представлялись еще и как воцерковленные православные христиане. Алексей Высочанский, врач и переводчик труда основоположника гомеопатии немецкого врача С.Ганемана (1755—1843), считает, что подобный тон критики связан с недостаточной информированностью оппонентов. По его сведениям, исследования эффективности гомеопатии достаточно представительны; гомеопатия давно считается столь же научным методом, сколь и аллопатическая медицина, и некорректно выстраивать оппозицию «гомеопатия — официальная медицина». По мнению А.Высочанского, гомеопатия не имеет ничего общего с оккультизмом и мистикой, а по заявлениям отдельных приверженцев этих течений, «примазывающихся к гомеопатии», нельзя судить о методе в целом. Строго научным методом считает гомеопатию и доктор ветеринарной медицины Александр Липин, который также сослался на убедительные исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На опыте своей работы А.Липин опроверг утверждение о том, что гомеопатические препараты действуют по принципу плацебо (внушения): им создана гомеопатическая методика, с помощью которой 80 тысяч коров было вылечено от бесплодия.

Врач-гомеопат Владимир Чернов зачитал письмо архимандрита Рафаила (Карелина) в защиту гомеопатии, в котором напоминается, что некоторые русские святые — Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский — не только сами пользовались гомеопатическими препаратами, но и советовали их употреблять другим. В письме подчеркивается, что «гомеопатия не претендует на то, чтобы заменить собой таинства Церкви».

Заявление отца Рафаила попытались опровергнуть некоторые «православные гомеопаты», точку зрения которых суммировал врач Алексей Кузьмин, назвавший Господа Иисуса Христа «первым гомеопатом».

«Примирительным» стало выступление председателя Общества православных врачей кардиолога Александра Недоступа, который постарался перечислить все «за» и «против». По словам А.Недоступа, двухсотлетний опыт положительного применения, отсутствие негативных последствий при применении гомеопатических препаратов, особое внимание к больному, принятое у врачей-гомеопатов, с одной стороны, а с другой — недостаточная изученность механизма воздействия гомеопатических средств не позволяют сделать однозначных выводов, а тем более считать гомеопатию «синонимом бесовщины».

Подводя итоги заседания, протоиерей Алексий Уминский констатировал, что вопрос о гомеопатии не относится к вероучительным, но порождает недоумение в православной среде. Он отметил, что если гомеопатия является научным методом и не содержит духовных элементов, то понятие «православной гомеопатии», широко распространившееся в последнее время, является бессмысленным. Отец Алексий подчеркнул, что никаких однозначных выводов о гомеопатии сделать пока невозможно, и предложил считать обсуждение, состоявшееся на Иринеевских чтениях, началом всесторонней дискуссии, которая будет продолжена с непременным участием специалистов.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007




 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008