№ 12 (289) июнь 2004 / Святыни

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

На Перекрестках и дорогах России

У патриарха Никона было особое, благоговейное отношение к поклонным крестам, и при нем их во множестве ставили по всей России.
Так, при перенесении мощей митрополита Филиппа в 1652 году с Соловков в Москву, по повелению Никона был сооружен памятный крест, находящийся ныне в Знаменской церкви вблизи Крестовой заставы. В ХVII веке для этого креста была сооружена часовня, и Крестовая застава получила свое название именно по местоположению этого креста. Известно, что по пути следования процессии с мощами митрополита Филиппа в местах остановок сооружались такие же памятные кресты.
Когда опальный патриарх Никон был заточен на Белоозере в Ферапонтовом монастыре, он продолжал сооружать памятные поклонные кресты. На Бородаевском озере был устроен насыпной остров, и на нем водружен огромный крест с надписью: «Животворящий крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за св. Церковь на Белоозере в Ферапонтовом монастыре в тюрьме». Затем Никон приказал старцу Ионе сделать еще несколько подобных деревянных крестов, вырезать на них такую же надпись и расставить их в разных местах около дорог. Проходящие и проезжающие, останавливаясь помолиться перед придорожным крестом, должны были видеть эту надпись и размышлять о судьбе ссыльного патриарха. Все эти кресты с надписями продолжали стоять вплоть до 1676 года, когда по повелению патриарха Иоакима они были убраны. Надписи на них, а равно и на других вещах Никона, были уничтожены.
27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на рукотворном острове патриарха Никона был вновь воздвигнут и освящен семиконечный сосновый крест со следующей надписью: «Поставлен первоначально Cвятейшим патриархом Никоном в лето от Рождества Христова 1667-е, возобновлен в лето 1998-е по благословению преосвященного Максимилиана, епископа Вологодского и Великоустюжского». Это событие совпало с празднованием 600-летия основания Ферапонтова монастыря.
Кресты, поставленные по обету историческими личностями, сохранялись народом особенно бережно. Известна история креста, установленного царем Петром I
в 1694 году в Унской губе Белого моря в память о его чудесном спасении после сильнейшей бури. По старинному поморскому обычаю, после спасения от потопления Петр решает ознаменовать это событие установкой на берегу соснового четырехконечного памятного креста. Царь Петр, как гласит надпись на кресте, «святый крест деревянный, видением четвероконечный, сам своими руками содела и нес из монастыря на раменах (плечах — ред.) своих со всем синклитом до места, идеже присташа первее к берегу, и постави его на месте том, и подписа разными письмены на Голландском языке, своими же руками».
Крест этот простоял на открытом морском берегу всего несколько десятилетий. Потом он был перенесен в Пертоминский монастырь Архангельской губернии, а чуть позднее — в Свято-Троицкий собор города Архангельска.
На месте же первого поставления креста Петром была установлена его точная копия. Этот крест стоял здесь на протяжении нескольких столетий, и если он подгнивал, на его месте вновь устанавливался такой же местными жителями. Так сохранялась в народе память об этом событии, и поклонный крест являлся одновременно памятным.
В XIX веке в Архангельской губернии, по свидетельству современников, «кроме сооружения церквей и часовен, весьма распространен обычай святить деревянные кресты и столбы... по краям улиц, при въездах в деревни, на перекрестках, на почитаемых почему-либо местах... В крестах просто вырезается изображение распятия, а в столбах вкладываются литые медные воздвизательные кресты, иконы простые или с окладами в ризах».
Традиция воздвижения деревянных крестов на Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах не прерывалась на протяжении многих веков. У креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные на берегу Белого моря, являлись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани. Перед крестами возносились молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводилось по всей России.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005



№ 11 (335) июнь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 8 (357) апрель 2007




№ 11 (360) июнь 2007



№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 12 (289) июнь 2004

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика