№ 9-10 (262-263) май 2003 г. / Праздники и юбилеи

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Три дня в православном Воронеже накануне праздника

 

В Воронежской области есть места, вошедшие в историю духовного подвига и дорогие сердцу каждого православного человека — Задонский монастырь, пещерные монастыри Дивногорья. Знаменита эта земля была и живоносными источниками.

Православные святыни Воронежа постигла трагическая судьба, как, впрочем, и многих городов центральной России. Были полностью разрушены и Митрофаниев монастырь и кафедральный собор св. равноапостольного князя Владимира. Возле развалин Акатова монастыря в 1970-е годы образовался склад строительного мусора. Многие церковные здания были перестроены под склады, заводы, электростанции — так было и по всей России. Но особенно ужасны были последствия войны — все колокольни города были разбиты артобстрелами, а сам город практически полностью разрушен. Архивы — в том числе и церковные — погибли.

Прошло полвека. Город давно отстроился. С восстановленных в последнее десятилетие колоколен открывается вид на старый Воронеж. На воскресную службу в Покровский собор через площадь идут семьи с детьми. Уже выросло новое поколение, которое не представляет своей жизни без Церкви. Даже самые беглые встречи с воронежскими историками, журналистами, преподавателями Воронежского университета показывают, что гуманитарное знание, вопреки расхожему мнению о том, что все “бюджетное” умирает, продолжает развиваться. Видимо, потому что есть увлеченные своим делом люди. Отсюда — выставки, конкурсы русских хоров, состязания в лапту, научные конференции. Культура — в своем сопротивлении всемирной коммерческой унификации — естественным образом обращается к традиции. И тогда она обнаруживает себя внутри Церкви, внутри славянского пространства, внутри долгой истории своего края. Церковь и культура вновь движутся навстречу  друг другу — об этом мы вспоминаем 24 мая — в день равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских.

Ежегодная международная научная конференция “Славянский мир” в рамках Дней славянской письменности и культуры по традиции проводится Институтом славяноведения и балканистики. В этом году большое участие принимают также Институт этнографии и антропологии РАН и Институт российской истории РАН, а также лучшие воронежские гуманитарии — филологи, историки, искусствоведы. Назовем лишь темы, которые будут затронуты в докладах. Историк О.Алейников сравнивает жития свт.Митрофания и свт.Тихона Задонского как яркие примеры разных идеалов русской святости. Подробно рассматриваются взаимоотношения епископа Митрофания Воронежского с светской властью во время организации органов епархиального управления при создании воронежской кафедры. Историк О.Ласунский, глава воронежского общества краеведов касается совершенно малоизученной темы  — культурного взаимодействия великорусского культурного сообщества с польскими и украинскими культурными центрами в середине XIX века.

Проблемы влияния глобализации на культурную идентичность рассмотрены в выступлениях В.Акаткина (Воронежский университет), а также в выступлении одного из зарубежных гостей, профессора Раваза Бруно (Тулонский университет, Франция).

В нынешнем году по инициативе митрополита Мефодия в рамках конференции запланирован круглый стол, посвященных духовному просвещению в систем светского образования. В нем примут участие представители Министерства образования, а также директоры православных гимназий, воскресных школ и просветительских центров.

Мы приехали в Воронеж за неделю до празднования Дней славянской письменности и культуры. Как известно, ежегодно столицей этого праздника становится один из российских городов. Уже многие годы в дни праздника проводится международная конференция “Славянский мир”, в которой участвуют российские ученые, а также гости из Болгарии, Сербии и других стран того культурного пространства, которое сложилось в Европе в исторических границах “византийского содружества”. Дни славянской письменности и культуры — единственный праздник в России, в самом замысле которого дружественно связаны государство, культура и Церковь. И надо заметить, что в Воронеже эта благодатная связь проявляется не только в истории, в прошлом, но и в последние десятилетия.  

“Сама идея связать в 2003 году грандиозный юбилей Петербурга с Воронежем принадлежит митрополиту Мефодию”, — рассказали нам в епархиальном управлении. 2003 год в церковной истории Воронежа — особый. В декабре отмечается 300-летие кончины первого воронежского епископа Митрофания, прославленного в лике святых. Святитель Митрофаний — современник Петра Великого, его духовник и собеседник, поэтому связь между юбилеем северной столицы и праздником в Воронеже — очевидна.

Наша поездка в Воронеж планировалась еще до того, как стало известно о новом назначении митрополита Мефодия, который последние двадцать лет возглавлял воронежскую кафедру. Теперь он будет возглавлять митрополичий округ в Казахстане, в состав которого кроме собственно Алма-Атинской войдут и две другие епархии, которые находятся на территории Казахстана. Таким образом, владыка митрополит проводит торжества в Воронеже уже с новым титулом — митрополита Астанайского и Алма-Атинского. Для многих в Воронеже 23—26 мая — это одновременно и всероссийский культурный праздник, и прощание с деятельным иерархом, который после 1989 года, с тех пор как прекратилось давление на Церковь со стороны атеистических властей, создал одну из самых крепких епархий Русской Православной Церкви.

Три дня в Воронеже мы говорили с самыми разными людьми — не только с церковными, но и с теми, кто далек от Церкви, — и все они отдавали должное митрополиту Мефодию. За годы своего правления владыка воспитал и рукоположил многих энергичных и дисциплинированных священников. Они образовали круг единомышленников и, под руководством митрополита Мефодия, в короткие сроки восстановили практически все святые места Воронежской и Липецкой областей. Хозяйственная работа требовала огромных усилий, особенно в первой половине 90-х годов, но это не помешало священству епархии развернуть активную культурную и социальную деятельность, которая стала заметным явлением жизни современного Воронежа. Многие из тех общественных деятелей и журналистов, которые обычно укоряют Церковь в том, что она замкнута в себе, меняли свое мнение, побывав в Воронежско-Липецкой епархии. 

Конечно, невозможно составить полного впечатления не то, что о епархии, а даже о Воронеже за несколько дней. Но при встречах в администрации, с воронежскими журналистами, учеными, и, конечно, священниками и мирянами, — мы всякий раз получали подтверждения признания масштаба деятельности митрополита Мефодия. Бесспорно, что ему удалось привлечь к церковной работе самых разных людей — и молодежь, и специалистов-гуманитариев, и педагогов, создать атмосферу энергичного сотрудничества. В результате в Воронеже сложился уникальный церковно-научный центр. Отсюда и такое количество православных периодических изданий, и требующие большой, кропотливой работы научные публикации, и разработки по духовному воспитанию в светской школе. Напомним, что на территории епархии впервые в стране было организовано тесное сотрудничество между епархией и областными управлениями образования. “Несколько десятков тысяч людей заявили о своем желании участвовать в крестном ходе, который 24 мая пройдет от Покровского кафедрального собора к строящемуся Благовещенскому”, — рассказали нам в епархиальном управлении. На крестный ход в Воронеже выходят целыми школами, вузами.

Тем самым деятельное священство и миряне Воронежа убедительно доказывают на деле, что славянская культура, или иначе говоря, культура, которая сложилась здесь после просветительской миссии равноап.Кирилла и Мефодия, — это не только фольклор, этнография и мифология. Это живой процесс, который опирается на традицию, но устремлен в будущее и способен привлечь к созидательной работе многих и многих. Встречи с воронежской православной интеллигенцией убеждают: сегодня в России возможен новый синтез веры и культуры, в котором рано или поздно будет преодолено наследие атеистических времен.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 11 (360) июнь 2007



№ 13-14 (362-363) июль2007




№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007





№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(265) июнь2003 г


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.




№ 8 (261) Апрель 2003 г.








 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008