Забытые святыни Дмитровской Земли
В 2004 году исполняется 850 лет древнему русскому городу Дмитрову. Но уже сейчас город живет ожиданием больших торжеств. Реставрируются многие памятники архитектуры, строится новое здание Дмитровского историко-художественного и краеведческого музея-заповедника, преображается и хорошеет сам древний и славный град Дмитров. Однако часть древних исторических памятников и православных святынь Дмитровской земли по каким-то причинам выпала из поля зрения как местных властей, так и епархиального священноначалия.
Прежде всего, речь должна идти о храме Спаса Нерукотворного — бывшего соборного храма Дмитровского Пятницкого монастыря, упраздненного в 1764 году по печально известному указу о секуляризации монастырских владений. Храм, перестроенный в 1767 году из более ранней церкви 1740 года, имел два придела, которые были освящены в честь Рождества Пресвятой Богородицы и св. вмч. Параскевы Пятницы. Находится этот храм в центре города на Московском проспекте. В настоящее время это единственная сохранившаяся постройка Пятницкого монастыря. После 1764 года Спасская (Пятницкая) церковь стала приходским храмом города. Закрыли ее в начале 1930-х годов. Война помешала снести этот храм. Была снесена только верхняя часть колокольни и верхний ярус храма. В нем был устроен клуб железнодорожников, а в 1944 году разместили строительный техникум. Так и стоит этот храм до сих пор в центре Дмитрова как немой укор всем нам. Между тем именно из этого монастырского храма происходят шедевры русского иконописного искусства и величайшие Дмитровские святыни: иконы «Святитель Никола Зарайский с житием» (первая треть XVI века), «Святой великомученик Георгий Победоносец с житием» (первая треть XVI века), «Святые Косьма и Дамиан» (первая половина XV столетия). Все эти иконы сохранились и в настоящее время пребывают в основной экспозиции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Еще одним интересным памятником провинциальной церковной архитектуры является небольшая церковь святого Ильи Пророка, построенная в 1789 году тщанием купца Ивана Сычева. После 1936 года этот храм был закрыт. В нем долгое время размещались спиртовой цех, цех по производству безалкогольных напитков, в настоящее время в храме находится общежитие. Колокольня и купол разрушены, но сохранились четверик храма и обстроенная пристройками церковная трапезная. В конце мая 2003 года в храме был совершен первый молебен, однако храм до сих пор официально не возвращен Русской Православной Церкви.
Но, пожалуй, самой знаменитой из заброшенных ныне святынь Дмитровского края является пригородный Николо-Пешношский мужской монастырь. Обитель была основана в 1361 году учеником Сергия Радонежского преподобным Мефодием Пешношским и получила свое название от того, что преподобный «пеш носил» бревна для строительства первого деревянного монастырского храма. От этого же произошло название одного из притоков реки Яхромы — Пешношки. Преподобный Сергий часто посещал преподобного Мефодия и, в частности, помогал ему копать вокруг келлии два пруда и сажал аллею из вязов. Пруды и вязы сохранялись до нашего времени. Именно преподобный Сергий Радонежский посоветовал своему ученику перенести обитель на более высокий берег реки Яхромы. Преподобный Мефодий принял игуменство над братией основанного им монастыря лишь в 1391 году, спустя 30 лет после основания обители. 14 июня 1392 года преподобный Мефодий почил. Слава святой жизни преподобного привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей, в числе которых был и царь Иван Грозный.
С Николо-Пешношской обителью связаны многие великие подвижники веры и благочестия. С 1544 по 1553 год настоятелем в монастыре был игумен Варсонофий — будущий епископ Тверской. С 1542 года здесь на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков) — племянник преподобного Иосифа Волоцкого и духовник великого князя Московского Василия III. Посетивший его царь Иоанн Грозный спросил: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан ответил: «Не имей советников мудрее себя... ты должен повелевать, а не слушаться, учить, а не учиться — тогда станешь истинным Самодержцем». Следствием этого совета, данного царю Вассианом, стала опала Сильвестра и Адашева и падение тогдашнего правительства. Таким образом, можно сказать, что Николо-Пешношская обитель сыграла определенную роль во внутренней политике Российского государства.
Во второй половине XV века монастырь вел обширную судоходную хлебную торговлю с Белозерском. По описи 1623 года в обители числятся уже три каменных храма. Главный монастырский собор Святителя Николая Мирликийского был построен между 1408—1427 годами на вклад Дмитровского удельного князя Петра Дмитриевича. Этот собор дошел до нашего времени.
В 1700 году, при Петре Первом, монастырь был приписан к Троице-Сергиевой обители, а в 1764 году упразднен по указу императрицы Екатерины II. Однако уже в 1766 году тщанием дмитровских купцов Ивана Толченова и Ивана Сычева монастырь был восстановлен.
В 1788 году митрополит Московский Платон (Левшин) назначил настоятелем Николо-Пешношской обители архимандрита Макария (Брюшкова). При нем обитель не только восстала из руин, но и прославилась как одна из самых благоустроенных в России. Митрополит Платон говорил: «Пешноша в моей епархии — вторая Лавра».
До революции кладбище Николо-Пешношского монастыря было настоящим мемориальным памятником дмитровского дворянства: там захоронены князья Оболенские, князья Вяземские, бароны Тухачевские, князья Волконские, князья Долгоруковы, князья Тугарины, находятся фамильные склепы известных боярских родов: Лужиных, Офросимовых, Поляниновых, Веревкиных, а также дворян Норовых, Юшковых, Бугайских, Боровиковых, Майковых, Елизаровых.
В монастыре пребывали многие чтимые святыни. Среди них — подаренная обители в 1827 году частица Ризы Господней, чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (в 1848 году по молитвам дмитровчан перед этой иконой Божией Матери город был спасен во время эпидемии холеры). Величайшей святыней Пешношского монастыря являлся чудотворный образ святого Иоанна Предтечи. Искусствоведы продолжают спорить о том, относится ли этот образ к творениям преподобного Андрея Рублева, или же он был написан его учениками.
После революции и закрытия монастыря следы многих монастырских святынь затерялись. Образ святого Иоанна Предтечи в настоящее время пребывает в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Архив и часть библиотеки Пешношского монастыря находятся в Государственном Историческом музее. Памятники прикладного искусства, связанные с монастырем: оклад на Четвероевангелие 1490-х годов, житие святителя Григория Омиритского 1452 года, «Лествица» святого Иоанна Лествичника, переписанная в конце XV века, и напрестольный крест XV столетия, обложенный серебром, пхранятся в Сергиево-Посадском музее. Большое золоченое кадило 1469 года — вклад в обитель удельного князя Юрия Васильевича — находится в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Многие святыни, связанные с именем преподобного Мефодия, также исчезли — например, деревянный потир, с которым преподобный совершал Божественную литургию.
К 1917 году в монастыре было шесть каменных храмов. Архитектурный ансамбль обители хорошо сохранился. До наших дней дошли: Никольский собор, построенный в XV веке, Сергиевская церковь конца XVII столетия, Сретенская церковь, больница с храмом свят. Дмитрия Ростовского 1813 года, надвратный Преображенский храм 1689—1699 годов, старая монастырская трапезная XVI века, новая трапезная 1793 года, жилые постройки, башни и стены XVI—XVIII веков. В Сергиевской церкви под спудом покоятся мощи основателя монастыря святого преподобного Мефодия Пешношского.
О судьбах насельников монастыря мало что известно. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых новомученников и исповедников Российских были причислены насельники монастыря: преподобномученик Герасим (Мочалов; † 1936), преподобномученик Иосаф (Шахов; † 1938) и преподобномученик игумен Николай (Салтыков; † 1937). Все они были захоронены на Бутовском полигоне.
Монастырь до сих пор не возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время в его зданиях расположен психоневрологический интернат. Хочется призвать к содействию в деле возрождения Пешношского монастыря всех, кому небезразлична судьба русской духовной культуры и судьба памятников русской архитектуры. Будем же молиться Пресвятой Богородице, Святителю Николаю, преподобному Мефодию Пешношскому и преподобному Сергию Радонежскому о скорейшем открытии монастыря.
|