№ 4 (353) февраль 2007 / Архипастырь

Следующая статья...»

Архиепископ Белгородский и Старооскольский иоанн, председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата:

Современное общество имеет высокую социальную динамику, и происходящие перемены не могут не оказывать влияния на миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Следует признать, что сегодня новые миссионерские проекты развиваются медленно, однако это связано и с необходимостью христианского осмысления происходящих в обществе процессов, и с разработкой новой методологии миссии, и с подготовкой новых кадров. Как сегодня развиваются перспективные миссионерские программы? Об этом Сергею Чапнину, ответственном редактору «Церковного вестника», рассказывает председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
— Владыка, одним из крупных событий 2006 года стала научно-практическая миссионерская конференция «Современные методы миссионерской деятельности». Как вы оцениваете ее итоги?
— На конференции «Современные методы миссионерской деятельности» мы знакомились с путями развития современной миссии на Западе. Конечно, при этом не раз высказывались справедливые критические замечания о том, что мы должны учитывать традиции нашей миссии. В целом можно сказать, что состоялось очень живое и содержательное обсуждение современных методов миссионерской деятельности. Но нашим миссионерам никто не навязывал какую-то жесткую модель: «Делайте так, и все».
— Расскажите подробнее о новой миссионерской программе «Путь»?
— Всем известны слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). В 2006 году мы начали работать по долгосрочной миссионерской программе «Путь». Наша миссионерская программа — для новых людей в Церкви, она предполагает активный диалог с ними. В концепции программы говорится о том, что в православной миссии должны участвовать миряне, у них должна появиться миссионерская ответственность. Для этого необходимо давать им достойную подготовку, которая поможет впоследствии грамотно выполнять их работу, а также вводить такое понятие, как «миссионерское поручение».
Мы обращаемся к молодежи и среднему поколению, привлекаем их к активному диалогу о жизни и вере, помогаем людям лучше узнать друг друга. При этом мы решаем еще одну проблему, которая усиливается в нашем обществе — проблему социального одиночества, когда люди отгораживаются друг от друга и в этом видят какой-то новый способ жизни, общаются не напрямую, а через Интернет. Диалог о вере и жизни, который лежит в основе программы «Путь», должен помочь людям прийти в храм уже подготовленными и активно включиться в приходскую жизнь.
Перед нами стоит задача сделать каждый приход миссионерским, активизировать социальную диаконию, миссионерскую деятельность мирян. Это поможет нам противостоять угрозам одиночества, тоталитарных сект, прозелитизма. Мы должны стремиться к тому, чтобы сомневающиеся приходили со своими вопросами в приходы.
— Как практически должны решаться эти задачи?
— Программа включает в себя несколько стадий. Сначала у неверующего человека пробуждается интерес к вере, к необычному. Он приходит с чьей-то помощью в храм и говорит: «У меня нет даже общих представлений о православной жизни». Первая ступень программы направлена на то, чтобы пробудить этот интерес и постоянно его поддерживать.
Достижению этой цели лучше всего служит регулярное общение в малых группах. Малая группа — это 10 человек, которые имеют возможность свободно высказываться по любому поводу, обсуждать разные темы в форме диалога, а не монолога. Человек может рассказать о своей жизни, если он этого захочет, или привести пример из литературы, из каких-то близких ему источников. Важно внутреннее раскрепощение человека, познание им самого себя. Преподобный Нил Синайский сказал: «Когда познаешь себя, тогда сможешь познать и Бога». Современная жизнь несет людям отчужденность, многие в силу воспитания или жизненных обстоятельств удаляются от Церкви или вообще не воспринимают ее. В этих обстоятельствах такое пробуждение интереса — первоначальная ступень на пути к вере.
Далее, опять-таки через активные диалоги, у человека начинает формироваться правильная система ценностей. В ее корректировке принимают участие специально обученные инструкторы. Заметьте, мы начинаем не с «Книги Бытия», не с передачи каких-то интеллектуальных знаний, а с раскрытия внутреннего мира человека, поиска его пути к самому себе. Все это происходит ненавязчиво, в дружеской атмосфере, но в основе всего лежит Священное Писание. Когда человек понимает, что Евангелие поможет ему в ответах на вопросы, которые его волнуют, то его интерес уже перерастает уже в совершенно другое состояние — в готовность воспринять Священное Писание не как отвлеченное произведение, а как Книгу жизни.
На следующей ступени человек, открывший для себя Священное Писание, утверждается в том, что есть дар истинной, Божественной любви, который ему помог в определении жизненного пути. Начинается этап катехизации, когда человек постепенно знакомится со Священным Писанием, у него постепенно появляется необходимость и желание жить по заповедям, прививается христианский образ жизни. Воспитание такой мотивации — это очень серьезный процесс. Формируется желание человека жить с Богом. Если он не крещен, то начинается активная подготовка к таинству крещения. Это этап, когда после нескольких недель занятий у человека возникает необходимость креститься, причем он воспринимает это таинство не только как начало новой жизни, но и как свое личное обещание Богу. Такой путь лежит  в основе нашего подхода.
Кроме этого у нас есть программы, которые подготавливают человека к последующей приходской жизни, к активному участию в социальной диаконии, к различным миссионерским поручениям. Очень важно, что этот путь человек может пройти вместе с другими людьми. Группа дает своему участнику ощущение того, что он в этом мире не одинок. Как правило, такая малая группа продолжает общение и помимо занятий, ее участники вместе выезжают с семьями на отдых, ведут активную жизнь.
— Каким вы видите развитие миссионерского служения в воскресных школах?
— За последние два десятка лет мы пока не нашли оптимального подхода к преподаванию в воскресных школах. Дети сидят за партой и по учебным дням, и в выходные. Из-за этого им тяжело воспринимать многие вещи. В начале 90-х годов мы наблюдали удивительный процесс: дети, учащиеся воскресных школ, приводили своих родителей в храм и сами были активными миссионерами. Теперь появилась масса доступной литературы, но существует очень мало воскресных школ, которые сумели бы перестроить свою методику.
Обучающие программы для детей должны предложить источник знаний, попытаться вызвать и развить у детей познавательный интерес, чтобы в дальнейшем школьники, получив необходимые знания и навыки христианского образа жизни, смогли бы самостоятельно ориентироваться в этом противоречивом мире. Если у детей не возникает мотивация к обучению, то воскресные школы чисто формально выполняют свое предназначение: «Родители сказали мне, что нужно ходить в воскресную школу, и я хожу».
На следующем этапе миссионерской программы нам придется помогать каждому приходу в организации катехизических школ для взрослых и детей. Но эти школы должны строиться совершенно по другому принципу.
— По-другому, чем существующие сегодня воскресные школы?
— Да. Мне кажется, нужна катехизации семьи в целом, чтобы родители могли прийти с детьми в воскресный день в школу и получить ответ на интересующие их вопросы. Если такая форма взаимодействия станет привычной, то мы очень сильно укрепим семью. Проблема православных семей сегодня состоит и в том, что они чувствуют себя чужеродными в окружающем их мире.
— Нередко можно увидеть, как священник шикает на детей, которые находятся в храме. Такие мелочи очень чувствительны для многих молодых семей. Вам приходилось решать такие проблемы?
— Да, в Белгороде мы сделали конкретные шаги для этого. В кафедральном соборе мы служим три Божественные литургии. Ранняя начинается в 7 часов утра. Потом в 9 утра мы начинаем служить так называемую «детскую» литургию, куда приходит очень много причастников. Она совершается в крестильном храме. По времени она длится меньше, чем обычная литургия. На ней поют и прислуживают дети из воскресной школы. И мы видим, что у родителей этих детей появился новый импульс к участию в богослужении.
Православные семьи сейчас не знают, как встречать Новый год. То ли под елкой прыгать и дарить друг другу свинок, то ли еще как-то. Ведь в это время идет Рождественский пост. Поэтому в новогоднюю ночь мы совершаем Божественную литургию. Начинаем в 12 часов ночи. Людей собирается полный храм. Кругом что-то взрывается, а в храме все друг друга поздравляют и улыбаются. Мне кажется, что такие способы общения для людей очень важны.
Обучение в воскресных школах предполагает, что учащиеся уже пришли в храм. Но миссионерам необходимо выходить и за ограду храма. Мы постоянно ищем способы решения этой проблемы. Миссионеры, которые могут свидетельствовать о своей православной вере через современную культуру, могут обращаться к молодежи, например, на рок-концертах. Есть и иные способы взаимодействия — организация летних военно-патриотических лагерей и т.д.
— Какое распространение программа «Путь» получила в других епархиях?
— Сейчас мы пробуем проводить работу по нашей программе в разных епархиях. Самые активные группы существуют в крупных городах, где многие проблемы решаются легче. Там сразу же поняли, в чем суть программы. Мы получили отзывы как критического, так и положительного содержания, и критику всю учли, это для нас очень важно. Мы должны быть открыты к обсуждению в нашей церковной среде миссионерских тем и новаций.
В феврале в Санкт-Петербурге по приглашению митрополита Владимира пройдет крупная конференция по программе «Путь». Там соберутся те священники и миряне, которые готовы активно воспринять эту программу и воплотить ее в жизнь.
Очень интересна программа «Путь» иерея Романа Безуглова для заключенных. Есть православная программа дистанционного обучения «Ступени». У нас есть еще программа нашего миссионерского курса «Путь», рассчитанная на дистанционное обучение. Мы видим, как велико желание людей вырваться из среды, из привычных проблем, и у нас есть возможность им в этом помочь.

Следующая статья...»

№ 7 (356) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 6(379) март 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 12 (336) июнь 2006



№ 3 (328) февраль 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 23(324) декабрь 2005


№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 6 (307) март-апрель 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 23(276) декабрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика