Митрополит Калужский и Боровский Климент: Нравственность общества зависит от его религиозности
— Ваше Высокопреосвященство, школьные годы многие вспоминают с особой любовью. Что было самым важным для вас? О чем вы сегодня храните память?
— Вспоминая свои школьные годы, скажу, что тогда среди школьников была намного большая искренность и дружба. Мы не мерили все на деньги, не презирали тех, кто был победнее. Но, вместе с тем, в то время и общество, и школа были чужды Церкви, и нас с братьями не понимали, когда мы ходили в храм на праздники, особенно если они приходились на учебные дни. Нам неоднократно делали за это выговоры на общешкольных линейках. А однажды был курьезный случай: я учился во втором классе, учительница вызвала меня к доске и с осуждением сказала: «Он ходит в церковь!». И, желая мне показать, что «нормальные» дети этого не делают, она добавила: «Вот кто-нибудь из вас ходит в церковь?». И тут многие подняли руки — оказывается, почти половина класса бывали в храме с бабушками, а некоторые еще говорили, что они причащались. Это ее сильно смутило, и она стала поносить Церковь и говорить, что Бога нет. Этот случай показывает, что и в советское время, несмотря на сильную атеистическую пропаганду, в народе, в семьях вера сохранялась, хотя ее скрывали.
— В прошлое воскресенье во многих храмах состоялись особые молебны на начало учебного года. Как вы видите связь между учебой и молитвой?
— Молитва помогает во всяком труде, а учеба — это нелегкий труд. Одно только усвоение знаний, обогащение разума без духовного развития человека и нравственного формирования личности — неправильно, представляет собой некую ущербность. Человек состоит из души и тела, и пищей для души является молитва. Молитва соединяет человека с Богом, духовно обогащает и создает нравственную основу личности. Только в этом случае приобретение знаний не становится самоцелью или скучной обязанностью, но занимает свое место в общей системе ценностей: знания приобретаются для того, чтобы познавать Бога в Его творении, чтобы послужить людям, быть полезным Церкви и Отечеству.
Кроме того, вступая через молитву в общение с Богом, человек получает в своей жизни преображающую его благодать, которая восполняет даже и природные недостатки человека. Есть примеры из жизни святых, которым молитва помогала в учении. Преподобный Сергий Радонежский, будучи еще отроком, горячо молился о даровании разумения в учебе, ибо ему никак не давалась славянская грамота. Получив чудесную помощь, он начал читать без запинки. Святой Роман Сладкопевец не был обучен пению, но по слезной молитве к Божией Матери получил такое дарование, что превзошел искусных певчих и стал автором многих церковных песнопений. Также в нашей жизни есть немало примеров, когда даже дети с отклонениями в развитии, находящиеся в обстановке молитвы, имеют хорошие результаты в учебе.
— Вы уже не раз говорили о том, что образование и воспитание тесно связаны, и вместе с тем нравственное воспитание может дать только Церковь. Как можно решить эту задачу, если государство подчеркивает свой светский характер?
— Если государство, как система управления страной, является светским, это означает, что в его структуру не входят церковные организации, что его законодательные органы и органы управления осуществляют свою работу по законам гражданским, и школьные программы по естественным предметам не должны носить идеологической окраски, как это было в советское время. Но в то же время государство, как страна, является сообществом граждан, значительная часть которых является верующими, а поэтому здесь Церковь не отделена от своего народа.
Кроме того, прочность нравственного воспитания зависит от его религиозной основы, нравственность общества зависит от его религиозности. Чем крепче в народе вера, тем выше его нравственность. Чем выше нравственность в народе, тем крепче само государство. Будущее любого народа зависит от его нравственного состояния. Посмотрите на историю: как только падала нравственность, так у той или иной страны возникали проблемы, и даже целые народы исчезали при падении нравственности. Это и дает основание для соработничества государства и Церкви. Государство должно использовать помощь Церкви в повышении нравственности общества. Наша культура, наши духовные ценности и нормы поведения, быт и уклад жизни, самосознание и мировосприятие сформированы под благодатным воздействием Православия. Даже советский строй, истреблявший веру в Бога и боровшийся с Церковью, держался до тех пор, пока в людях еще оставался тот нравственный потенциал, который был заложен в них Церковью.
В наши дни общество страдает от недостатка в людях терпения, жертвенности, мужества, верности, самоотверженности, взаимоуважения и многих других качеств, которые проистекают из евангельских норм жизни. Главное, что у людей отнята основа нравственности — Христос, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Тот опыт жизни во Христе, который накоплен Церковью за прошедшие века и хранится ею поныне, может сегодня помочь нашему народу, духовно обманутому и нравственно покалеченному, исправить свою жизнь, жизнь всей страны в соответствии с Божиим замыслом о человеке.
— В августе этого года Святейший Патриарх, приветствуя участников совещания «Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской Православной Церковью», отметил, что во многих регионах Центрального федерального округа церковно-государственное сотрудничество развивается успешнее, чем в Москве. В качестве примера он привел преподавание «Основ православной культуры» в ряде областей. Значит ли это, что Церковь считает преподавание ОСК одним из основных критериев для оценки состояния церковно-государственных отношений?
— Думаю, что введение курса «Основы православной культуры» — это одна из областей церковно-государственных отношений, по состоянию которой можно судить об искренности властей по отношению к Церкви. Причем в вопросе о введении предмета «Основы православной культуры» выясняется позиция на местах. Как показал опыт, не все решается в Москве. Важно, как это реализуется в конкретной школе.
На всех уровнях важно осознавать, что в этом вопросе не должно быть сиюминутного подхода, ибо мы имеем дело с будущим нашей страны, с теми тенденциями ее развития, которые будут определяться через тридцать-сорок лет. Современная ситуация такова, что дети оставлены беззащитными перед натиском порока и зла. Почему противники введения курса «Основ православной культуры» не выступают против программ, культивирующих грех, — ведь это тоже воспитание, только со знаком «минус». Если взрослый человек может дать хоть какую-то нравственную оценку, то ребенок воспринимает окружающее как данность. Вот почему современные подростки считают безнравственность нормой жизни и многие из них уже стали на путь порока. Это путь национального самоуничтожения.
И еще отмечу, что введение курса — это проверка не только для государственных структур, но и для Церкви. Мы должны иметь достаточно подготовленные кадры преподавателей, чтобы преподавание «Основ» не стало антицерковной пропагандой, не отвращало от Церкви, а наоборот, выполняло бы свое назначение — раскрыть красоту православия, пробудить в нашей молодежи стремление к жизни во Христе, научить противостоять греху и побеждать в себе зло.
— Ваше Высокопреосвященство, как бы вы напутствовали тех, кто в эти дни сел за парты.
— Всем учащимся и студентам желаю научиться учиться — это умение пригодится на всю жизнь. Но, главное, молитвенно всем желаю полюбить Бога и ради этой любви стать такими, какими Он учил быть Своих последователей. Познания без добродетели могут стать бесполезными и даже опасными. Ведь само по себе знание нейтрально, оно не несет в себе добра или зла. Но безнравственный человек использует его во вред людям. Поэтому, приобретая знания, возрастайте в познании Божиих заповедей и исполнении их в течение всей своей жизни, чтобы быть достойными христианами, верными сынами и дочерями земного Отечества и стать гражданами Отечества Небесного.
|