№ 9 (382) май 2008 / Пастырский опыт

Следующая статья...»

Литургия в сердце ребенка

С самого рождения в детях заложены любовь и доверие к отцу и матери. На этом же фундаменте в их душах может вырасти и любовь к Богу как к Отцу всего сущего. Однако в переходном возрасте, когда дети начинают подвергать сомнению все привычные истины, доверие к родителям, как правило, значительно уменьшается. Вчерашний маленький богомолец постепенно оставляет молитву, перестает прислушиваться к советам старших и уходит «на страну далече». Почему это происходит? Как сохранить доверие ребенка и помочь ему в борьбе с грехом? Своими мыслями о семейной жизни и воспитании детей делится священник Игорь Фомин.

— Отец Игорь, что бы вы посоветовали родителям, которые хотят воспитать своего ребенка христианином? Достаточно ли того, что он растет в христианской семье и ходит в храм?

— Мы говорим, что мы христиане, что у нас христианская семья. Но очень часто христианская семья существует только в стенах храма. Вышла семья за ограду церковную и сразу разделилась: например, на «программиста», «обжору», «руководителя», «трудягу», человека, который хочет отдохнуть, «оттянуться», и тому подобное. Человек сразу забывает, что он был в храме, и начинает по-другому себя вести, по-другому общаться с ребенком, — и тот видит это несоответствие поведения, фальшь. Сначала он теряется, не знает, как себя вести. Но потом выбирает подражание родителю. Ребенок видит, что Слово Божие можно попирать, как делают его родители, и делает вывод, что и  слово родителя можно не исполнять. Когда ребенку исполнится 15 лет, он скажет родителю: «Ты мне больше не указ, я уже взрослый». И в храме мы его больше не увидим.

Сколько маленьких детей в храме! А сколько 15–16 летних? Совсем мало. А почему? Потому что у родителей Бог — позволю себе так сказать — «хранится в баночке». Вот стоят на полке баночки, на которых написано: «гречка», «Бог», «работа», «бизнес», и в нужный момент мы одну из них достаем. Господь в этом случае не является нашей жизнью.

Как-то я разговаривал с одним человеком, пытался убедить его, что Бог есть Любовь и что верующие — замечательные и прекрасные люди. А он в ответ привел потрясающий аргумент: «Мои соседи — верующая супружеская пара. Они живут, как кошка с собакой, так ругаются, что просто дым коромыслом. Я не могу поверить в Бога кошки и собаки». Вот и все. Никакие паломничества, постничество, молитвенные правила, поклоны не возымеют никакого действия на детей, если эти дети будут жить «в семье кошки и собаки». И если каждый родитель не будет стараться пригнуть свою выю перед супругом.

— Как научить ребенка молиться дома и в храме? Можно ли поощрять молитву своими словами?

— Ребенок в храме будет таким же, как и его родители. Если родители молятся лишь номинально, то и ребенок будет делать то же самое. Если родители молятся по-настоящему, то и ребенок будет стараться делать как они.

Что касается молитвы своими словами... Мне кажется, что ребенку нужно молиться вообще обо всем — о трамвайчике, о зайчике... О чем захочет ребенок попросить у Бога, о том пусть и попросит. Вспомните наши личные молитвословия. Что мы просим у Бога? Не только спасения, а чего угодно. Даже чтобы мыши не бегали и крупу нашу не воровали. И Господь снисходит на нас, милует и подает просимое — даже избавление от тех же мышей.

Утром встанешь пораньше, помолишься, правило прочитаешь, такой весь правильный — в зеркало даже страшно смотреть: сейчас нимб еще увидишь. И вдруг встает твой ребенок и говорит одну фразу: «Слава Тебе, Господи, что я проснулся». И думаешь: ты молишься-молишься, а он одной фразой все сформулировал так искренне. Как научиться так молиться? Мне кажется, молиться надо, как дети, и вместе с детьми, это очень важно.

Дети, бывает, улыбаются, балуются, испытывают нас, взрослых. Я вспоминаю рассказы почившего владыки Сергия (Соколова), как они детьми своего дедушку (известного духовного писателя Н.Е. Пестова — прим. ред.) «испытывали на прочность». Он, говорит, станет на молитву, а мы к нему сразу с вопросом: дедушка, а можно то-то? Он, конечно, нам откроет. Потом страничку прочитает, а мы опять: тук-тук, дедушка, а пойдем туда-то! Он все оставлял и шел с нами. И так вечернее правило он мог читать очень долго. И он навсегда научил нас любви.

Еще важный момент. Дети любят играть в храм, в монахов, в старцев и т.д. Мне кажется, нельзя запрещать этого делать, потому что они это делают очень серьезно. Для них это не игра, а настоящая служба, и в этой службе-игре они учатся жить в Боге и с Богом, учатся заботе о ближних — пусть это и будет для начала всего лишь игрушечный медвежонок. А родители, наблюдая за ними со стороны, могут увидеть свои ошибки, так как дети копируют взрослых.

— Как вести себя с детьми, если они не слушаются? Бывает так, что совершенно нет сил на уговоры...

— Знаете, чего нельзя делать в семье? Быть гневливым. Совершенно нельзя гневаться. Ребенок почувствует это и сразу от вас оттолкнется.

У меня четверо детишек, одной из девчонок четыре годика. Она очень шустрая, словоохотливая, все слышит — мы называем ее «Большое ухо». Живой, веселый, нормальный ребенок, который может побаловаться, даже отказаться пойти в храм. Мы ее не тащим, оставляем дома. Потом нам, конечно, достается от нее — почему в храм не взяли?

Приезжаешь домой, она говорит: «Папа, пойдем, построим домик?» А тебе так не хочется. Хочется полежать на любимом диване, порассуждать о чем-нибудь. Но ты идешь, строишь домик, устраиваешь там все. Она комментирует: «Вот здесь у меня будет слоник жить, здесь — конь, а здесь машинка будет стоять. Папа, ты будешь ходить конем». Ты начинаешь «ходить» этим конем. Потом она говорит: «Причащается раб Божий Конь». Это все нормально, допустимо — потому что этот человечек, в отличие от нас, по-настоящему живет в храме. Он вышел из ворот храма, а у него продолжается Литургия. И он милосердствует о всяком животном.

К нам в дом приходят разные люди, некоторые с вредными привычками. Дочка дает мне карандаш и говорит: «Папа, пойдем, покурим». Конечно, можно этого «не заметить», пойти и «покурить» с ней эти карандаши, от них ведь здоровье не подорвешь, но начинаешь ей объяснять: «Понимаешь, ты здоровье портишь, давай-ка лучше бросим», и тому подобное. Сможешь найти слова    бросит курить. А начнешь ругаться, кричать: «Да как ты смеешь, негодница! В твоем-то возрасте курить!» — сразу тайком будет это делать, поверьте мне. Пробовали уже. Сразу уходит туда, где ее не видно, и начинает тайком «покуривать» или пожевывать соску.

Мне важно, во что играет ребенок, как растет и мыслит. Мне очень приятно, что она заботится о лошадке, «причащает» ее, что у нее продолжается Литургия в сердце.

Мне кажется, и Господь так же взирает на все, что мы делаем, и снисходит до нас и покрывает нас Своей любовью и теплотой. И на самом деле наши взаимоотношения с  Богом — это и взаимоотношения в семье. Как мы хотим, чтобы Господь с нами общался, так и мы должны общаться со своими детьми. Это очень важный момент в семейной жизни.

Но надо помнить, что, забив чаду полный рот «шоколаду» мы не благотворим ему, а портим его. Все должно быть в меру — и утеха, и шалости, и наказание (которое, кстати, переводится как «научение»). «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. (Но, заметьте, Любящий Господь не кладет пропитание в гнездо, а птицам весь день надо проводить в трудах, добывая пропитание, но от этого не умаляется, а, наоборот, возвеличивается милосердие Божие.) Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26).

Записала Анна Курская

Следующая статья...»

№ 22 (251) ноябрь 2002 года


№ №7 (260) Апрель 2003 г.


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.


№ 12(265) июнь2003 г


№ 16(269) август2003


№ 18(271) сентябрь 2003


№ 20(273) октябрь 2003


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 1-2 (302-303) январь 2005


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 6 (331) март 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 9 (382) май 2008
Литургия в сердце ребенка


№ 18(391) октябрь 2008


№ 18 (295) сентябрь 2004


№ 16(269) август2003




№ 12(265) июнь2003 г




№ 9-10 (262-263) май 2003 г.




ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика