№ 12(265) июнь2003 г / Пастырский опыт

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Тайна и Измерение Личности

III. По образу Триипостасного Бога

1. Образ и подобие. Изучив то, что человек имеет общего со всеми другими людьми, то есть его природу, рассмотрим теперь то, что характеризует его как особого, единственного, незаменимого — как личность. Изучение природы человека говорит нам о том, что он есть, исследование того, что такое личность, — кто он.

В основе христианской антропологии лежит идея об образе и подобии Божием. О сотворении человека Откровение возвещает так: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1, 26).

Святые отцы не создали единое учение, определяющее, что же человек имеет в себе по образу Божию. Поэтому опасно уточнять или пытаться определять этот образ в человеке. Однако многие называют свободу и способность к самоопределению образом Божиим в человеке. Бог свободен, и человек, сотворенный Богом, получает от него эту способность выбирать. Конечно, свобода человека не абсолютна, абсолютной является свобода Бога.

Выражение “сотворим человека” указывает нам на две вещи: 1) Бог употребляет форму множественного числа — “сотворим”. В этом множественном числе позволительно признавать то, что позднее будет явлено как Пресвятая Троица, то есть Бог в трех Лицах. Бог личностен — это первое важное утверждение. 2) Эти Лица не есть изолированные монады: они имеют общую цель — сотворение человека, и они общаются между собой: “сотворим” — это выражение говорит о решении, принятом сообща. Эти лица находятся в общении друг с другом, это второе важное утверждение.

Человек создан по образу Божию: этим мы утверждаем, что он на самом деле есть образ Пресвятой Троицы. Подобно тому, как Бог един в нескольких Лицах, так и человечество является единым во множестве личностей. Именно в качестве личностного существа человек имеет образ Божий, этот образ имеет общую природу, не делимую на множество человеческих личностей. Однако опыт показывает, что в падшем состоянии человек отличается от Бога, он не похож на Бога. В Боге Лица не нарушают своего единства разделением, тогда как в человеке природное единство раздроблено грехом, поэтому мы не являемся на самом деле образом Божиим, но индивидуумами. Индивидуум эгоистично обладает частицей общей природы, тогда как личность (как и в Боге) является носительницей этой природы во всей полноте.

Для восстановления раздробленного единства человеческой природы мы получили от Христа заповедь: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22, 39). “Брат наш есть наша жизнь”, — говорил старец Силуан, который в заповеди о любви к ближнему видел не просто норму этики поведения. В слове “как” он различал не просто указание на степень любви, но воспринимал эти слова Христа как утверждение онтологического единства бытия всех людей.

 

2. Стяжание богоподобия. Как индивидуум, имеющий задачу воссоздать свою природу согласно первоначальной Божественной идее — и заповедям Христа — то есть стать личностью, каждый из нас находится в процессе становления личности. Между образом и подобием Божиим существует то же соотношение, что между ребенком и взрослым человеком. Св. Ириней пишет об Адаме: “Человек был ребенком: он еще не мог с совершенством пользоваться своими способностями”. Ту же самую мысль мы встречаем у св. Феофила Антиохийского и у св. Климента Александрийского. Работать в направлении становления нашей личности является нашей задачей. То, что мы есть, нам дано от Бога, но то, кем мы станем, зависит от нас, от наших собственных усилий. По-немецки эта мысль имеет очень яркое выражение: образ — это eine Gabe, а подобие — eine Aufgabe. “Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12).

Преп. Максим Исповедник выразил этот закон духовного возрастания в замечательном отрывке из третьей Сотницы о милосердии: “Изводя к существованию разумную и духовную природу (человека), Бог наделил его четырьмя божественными свойствами: бытие и вечное бытие, доброта и мудрость. Из этих даров два первых относятся к сущности (человека), два других — доброта и мудрость — к воле его, дабы Его творение стало по соучастию тем, чем Он есть Сам по Своей сущности. Его творение уподобляется Ему по соучастию. И поэтому это творение, как говорят, является Его образом и подобием. (...) Итак, всякая разумная природа имеет образ Божий, но подобен Ему лишь добрый и мудрый”.

Согласно преп. Максиму, богоподобие, в сущности, равноценно “обожению”. Я повторяю основную мысль отрывка: “Дабы Его творение стало по соучастию тем, чем Он есть Сам по Своей сущности”.

 

3. Ипостасная молитва. Как проявляется состояние человека, достигшего богоподобия? Достигнув полного подобия Триипостасному Богу, человек также становится ипостасью, то есть несет в себе всю полноту человеческой природы. Это состояние выражается тем, что о. Софроний называет ипостасной молитвой за “всего Адама”, то есть молитва за всех людей, как за самого себя. Св. Макарий Великий (IV век) говорит об этой универсальной молитве теми же словами: “...(души) стенают за весь род человеческий и просят за “всего Адама””.

Выражение “весь Адам” надо понимать как всеобщее единство человеческой природы, включающее всех людей, рожденных после Адама, живущих сейчас, в наше время, и тех, которые еще родятся. По поводу ипостасной молитвы о. Софроний уточняет: “В этом мире Литургия наиболее адекватно отражает то, что мы именуем “ипостасною молитвою”, подобною гефсиманской Самого Христа. Пройдет немалое число лет, прежде чем мы вырастем до способности углубляться в ее, Литургии, подлинные измерения”.

 

4. Микрокосмос и микротеос. Согласно св. Григорию Паламе, воссоздание образа, то есть полное богоподобие, делает человека носителем всего сущего — микрокосмосом — и посредником, через которого весь сотворенный мир имеет доступ к Создателю, ибо он сам соучаствует в Боге. Вот что он пишет: “Человек стал словно еще один Божий ангел на земле, и через него все формы творения устремляются к Богу. Потому что он сам, являясь частью всего, имеет участие и в том, что выше всего сущего (в Боге), дабы быть образом Его”. Другими словами, человек становится микротеосом.

 

5. Общение. Поскольку наш Бог — личностный, имеющий единую природу в трех Лицах, — то и мы сами, будучи сотворены по образу Божию, являемся личностями в общении, по крайней мере потенциально. Как и в Боге, человеческие личности общаются — каждая со всеми людьми, с всецелым человеческим существом, со всей совокупностью человечества. О. Софроний объясняет это с помощью сравнения всего человечества с огромным космическим деревом. “Я всего лишь маленький листок на ветке этого дерева, но это дерево — мое, это мои корни, а не что-то мне чуждое. Если я молюсь за весь мир, я молюсь за все это дерево с его миллиардами листьев, среди которых есть и я, маленький листок (...). Так же и для нас естественно молиться за все человечество”.

Фундаментальной характеристикой личности является то, что она находится в общении, что проявляется через любовь, ибо любовь есть наивысшая форма общения как с Богом, так и с человеком. Русский поэт, современник Пушкина, Баратынский ответил на изречение Декарта “Сogito, ergo sum” (что отражает состояние индивидуума) своим “Amo, ergo sum”. Вот связь, которая должна объединять людей и которая делает их личностями в общении — это любовь.

 

6. Бог повторяется. До настоящего момента мы подчеркивали, что образ Божий отражается особенно в способе межличностного существования, при единой природе. Другими словами, человек воспроизводит тварным образом бытие Самого Бога. “Так, как живет Бог, так и мы должны жить, дабы осуществилось наше спасение”. О. Софроний выражает это очень смело, когда пишет о сотворении человека: “Когда Бог создает человека, этот акт творения не есть что-то фундаментально отличное от Него, нечто радикально другое, чем Он (...). Бог повторяет Себя в своих творениях “по образу и подобию” Его. Он сообщает им Свою жизнь, вечно пребывающую в Нем”.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 9-10 (262-263) май 2003 г.



№ 12(265) июнь2003 г


Тайна и Измерение Личности


№ 16(269) август2003



№ 18(271) сентябрь 2003


№ 20(273) октябрь 2003


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 18 (295) сентябрь 2004



№ 1-2 (302-303) январь 2005


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 6 (331) март 2006


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 9 (382) май 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 16(269) август2003



№ 12(265) июнь2003 г


№ 9-10 (262-263) май 2003 г.



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика