№ 24(349) декабрь / Церковь и общество

Следующая статья...»

Чем запомнился 2006 год

Чем запомнится уходящий год? Что можно назвать главным? В этом году, готовя рассказ о главном, редакция ЦВ столкнулась с тем, что кроме конкретных событий необходимо сказать и о некоторых тенденциях, без которых информационная картина года не будет полной. Одни события 2006 года подводят итог многолетней работы, как в случае с восстановлением единства Русской Православной Церкви, другие говорят о начале новой работы, как в случае с Декларацией о правах и достоинстве человека. Мы далеки от мысли, что сможем рассказать обо всем, что было важно и значимо. Наша задача скромнее – напомним о том, каким был 2006 год для Русской Православной Церкви.

Восстановление единства Русской Церкви

Несколько лет продолжался трудный процесс воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. К концу 2006 года все основные документы, и прежде всего Акт о каноническом общении, были приняты и утверждены обеими сторонами. После Светлого Христова Воскресения 2007 года состоится первое совместное богослужение.

Путь к единству был долгим и трудным. Некоторым членам Зарубежной Церкви движение навстречу друг другу казалось поспешным и конъюнктурным. «Единство Церкви стоит выше многих и многих других вопросов, - говорил в интервью «Церковному вестнику» архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ). - И многие из них разрешатся, как только будет, с Божией помощью, установлено такое единство. Мы все нуждаемся в большом терпении, в долготерпении и снисходительности друг к другу. И во взаимном прощении прежде всего».

В результате долгих собеседований были выработаны общие подходы к таким острым проблемам, как экуменизм и церковно-государственные отношения.

Православный взгляд на права и достоинство человека

Надежное обеспечение прав и свобод человека является одной из главных задач современного государства. В силу своей исключительной важности, эта тема постепенно становится предметом спекуляций и политического давления. Либеральный, несбалансированный нравственными нормами подход начинает претендовать на единственно верное понимание прав человека. Между тем, цивилизации, имеющие разные религиозно-философские основы, по-разному формируют свое понимание человека, его прав и свобод. Одним из важнейших событий года стала «Декларация о правах и достоинстве человека», принятая на Х Всемирном русском народном соборе. «Ни Собор, ни Православная Церковь ни в коем случае не ставят под сомнение ценность прав человека, - отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Наше намерение - дополнить концепцию прав человека важным измерением: они должны осуществляться в системе нравственных координат». Исходя из этого подхода были предложены конкретные меры по гармонизации общественных отношений, включая призыв к законодателям быть чутким к нравственным нормам, господствующим в обществе, более тесное сотрудничество государства с религиозными организациями, способными заполнить нравственный вакуум, существующий в обществе. Декларация вызвала широкие дискуссии в обществе и была поддержана рядом государственных и политических деятелей, а также представителями других мировых религий.

Православно-католический диалог: новые перспективы 

В 2006 году заметно активизировались контакты между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.

С 3 по 5 мая 2006 года в Вене состоялась представительная конференция «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей». В центре внимания ее участников были вопросы прав, достоинства, ценности человеческой жизни, нравственной ответственности, укрепление сферы духовного воспитания, защита и утверждение института семьи, а также глобализация, рост секуляризации, релятивизма и нигилизма в обществе, влияние христианской этики в политике, экономике и СМИ. «Новая Европа не может быть только экономической. Католики и православные призваны внести свой вклад - культурный, и особенно духовный, наш долг – защита христианских корней континента, взаимообогащение цивилизаций без отождествления культур», – обозначил цель конференции папа Римский Бенедикт XVI.

Ряд встреч церковных иерархов на высоком уровне состоялся как в Москве, так и в Ватикане. К неразрешенным до сих пор вопросам относится проблема католического прозелитизма в России и других странах СНГ и жесткая политика Греко-Католической Церкви по отношению к Киевской Митрополии на Украине.

Переоценивать первые результаты наметившегося диалога пока не стоит. Как заметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, в течение минувшего года встречи с делегациями Католической Церкви, хотя и выглядели вполне результативными, на самом деле носили скорее дипломатический характер. Однако уже очевидно, что проблемы в России носят локальный характер и не должны мешать развитию совместного свидетельства по тем вопросам, которые вызывают озабоченность как православных, так и католиков.

Межрелигиозный саммит

По инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в год председательства России в "большой восьмерке" и Комитете министров Совета Европы в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, в котором приняли участие 100 глав и представителей религиозных общин из 49 стран. Его главная цель — общее свидетельство о том, что у религиозных общин в современном мире есть высокий уровень согласия по морально-нравственным вопросам. В частности, все участники встречи исключают возможность религиозного оправдания всякого насилия, терроризма и войны. О необходимости межрелигиозного диалога говорил Святейший Патриарх Алексий: «Страны православного мира, равно как и вообще все страны и народы, должны объединить усилия для нравственного возрождения своих обществ, для предотвращения конфликта цивилизаций, налаживания диалога между ними». Религиозные лидеры единодушно выступили против искусственного «смешения» вер и изменения их без воли на то их последователей. Саммит не имеет отношения к созданию «единой Церкви», и на нем не было никаких совместных молитв. Послание межрелигиозного саммита было передано Президенту России Владимиру Путину для глав государств «Большой восьмерки».

Фестиваль «Вера и слово»: на пути к социально-ответственной журналистике

Второй международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» стал важным этапом в формировании православного медиа-сообщества. «С христианской точки зрения, СМИ могут и должны противопоставить пороку добро, показав, что оно несет в себе мир и радость, и призвать людей быть его носителями», – отметил митрополит Калужский и Боровский Климент, приветствуя участников фестиваля.

Разделение журналистов на «церковных» и «светских» весьма условно. Главное, о каких ценностях и насколько профессионально говорит журналист. Но здесь немало проблем. Если православные, пришедшие в журналистику, говорят о ценностях, но не попадают в формат современных СМИ, то журналисты светских изданий, владея форматами, зачастую не могут говорить о духовно-нравственных ценностях честно и убедительно. Примечательно, что и те и другие сознают свои проблемы и готовы учиться друг у друга. В открытой и доверительной атмосфере более 300 участников из России, Украины, Латвии, Азербайджана, Молодвы, Польши и Германии обсуждали волнующие их проблемы. Среди церковных журналистов сегодня немало священников и монахов, в ряде дискуссий активное участие принимал епископат.

Создание единого информационного пространства Русской Православной Церкви давно стало требованием времени. И система православных СМИ в России, сформировавшаяся в короткие сроки, стала ответом на этот запрос. За 15 лет возникло более 700 православных изданий, десятки теле- и радиоредакций, четыре телеканала и более 2000 интернет-сайтов. Широкое использование новых технологий – цифрового телевидения, радио, интернета, наряду с активным сотрудничеством между центральными и епархиальными изданиями, формируют информационный потенциал православной журналистики и создают предпосылки для общецерковного понимания информационной деятельности как одного из приоритетных направлений миссионерского служения в современном мире.

Перезахоронение останков императрицы Марии Федоровны

В конце сентября из Дании в Россию были перенесены останки императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III и матери царя-страстотерпца Николая II. Церемония перезахоронения ее останков в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга стала для России событием особой исторической значимости. Глубоко символичным оказался сам день перезахоронения – 28 сентября, праздник Крестовоздвижения, который напоминает каждому христианину, что его земной путь – это прежде всего крестный путь. Мария Федоровна приняла православие и полвека отдала России, активно занимаясь благотворительной деятельностью. Она скончалась в Дании 13 октября 1928 года и была захоронена в кафедральном соборе в Роскильде. Перенесение останков императрицы Марии Федоровны имело статус государственных похорон, и поэтому сопровождалось тридцатью одним артиллерийским залпом, однако не сопровождалось исполнением государственного гимна Российской Федерации, продолжающего восприниматься в обществе если и не как гимн партии большевиков, то как гимн СССР. «Лишь совершение Святейшим Патриархом Алексием II с собором православного духовенства заупокойной литургии в Исаакиевском соборе, а затем заупокойной литии в усыпальнице Петропавловского собора придало погребению императрицы подобающий характер как с религиозной, так и с исторической точек зрения», – отметил профессор СпбДА протоиерей Георгий Митрофанов.

Фильм «Остров»: православные впервые пошли в кино

«Моя картина о том, что Бог существует», – признался режиссер фильма «Остров» Павел Лунгин. 29 ноября Святейший Патриарх Алексий II наградил патриаршими грамотами режиссера Павла Лунгина, автора сценария Дмитрия Соболева, исполнителей главных ролей актеров Петра Мамонова, Виктора Сухорукова и Дмитрия Дюжева. Патриарх Алексий подчеркнул, что фильм является «первым серьезным обращением российского художественного кинематографа к теме монашества, христианской жизни в целом, и особенно к теме покаяния и смирения».

Фильм, не похожий на популярные блокбастеры, действие которого разворачивается медленно, а диалоги несут смысловую нагрузку в большей степени, чем видеоряд, говорит о смирении, любви, покаянии и прощении. Кассовые сборы подтверждают, что зритель ждал этого фильма и в российском обществе есть запрос на кино, говорящее с человеком о смысле бытия.

«Остров» вышел в широкий прокат 23 ноября 2006 года. Во многих городах России состоялись благотворительные показы для православных с последующим обсуждением картины, в некоторых из них приняли участие члены съемочной группы. Безусловно, «Остров» - неоднозначный фильм. Не всеми членами Церкви он был принят доброжелательно. На многих интернет-форумах разгорелась полемика о том, как показывать внутренний мир верующего человека и жизнь Церкви средствами кинематографа. Но сам факт появления таких дискуссий – заслуга съемочной группы фильма «Остров».

Блаженная кончина архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
 5 февраля в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Вся его жизнь была свидетельством радостной, пасхальной веры. Долгие годы со всей России и из-за рубежа в монастырь приезжало множество людей, чтобы поговорить с ним о самом сокровенном, спросить совета. В последнее время из-за возраста и болезней он не имел возможности принимать всех желающих. Старец общался с ними в основном в письмах, многие из которых изданы и неизменно вызывают горячий интерес. Проповеди и книги отца Иоанна продолжают свидетельствовать о Христе и Его Церкви и приводить истосковавшиеся души к Богу. Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти Новомучеников и исповедников Российских. Он был среди тех, кто пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелые испытания в тюремном заключении. Отец Иоанн останется в нашей памяти как мудрый и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом. Жизнь и блаженная кончина таких великих подвижников говорят о том, что и сегодня рядом с нами живут достойные наследники традиций православного старчества.

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008