№ 19(344)октябрь / Церковь и общество

Следующая статья...»

Россия — Афон: тысячелетие духовного единства

С 1 по 4 октября состоялась уникальная научно-богословская конференция «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)».
Торжественное пленарное заседание в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Алексий.

Организаторы форума — Синодальная богословская комиссия, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Московская духовная академия, Министерство культуры и массовых коммуникаций России, Российская академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В конференции принимают участие делегации Константинопольской, Болгарской, Сербской Православных Церквей, представители священноначалия и иночества Русской Православной Церкви из всех епархий, представители государственной власти России, известные историки, богословы, искусствоведы, писатели.
Приветственное слово участникам конференции Святейший Патриарх Алексий посвятил тысячелетней истории Афона, «особому месту Святой Горы в Церкви Христовой». Говоря об определяющем богословском, духовно-аскетическом, иконографическом, культурном, а во многом и церковно-политическом влиянии Афона на Вселенское православие, на духовное становление славянских народов и на формирование русской монашеской традиции, Патриарх Алексий отметил также и вклад русских подвижников-святогорцев в духовную историю Афона. Он выразил надежду, что «древняя традиция участия России и Русской Церкви в современной жизни и служении Святой Афонской Горы возродится в полноте».
Однако в словах Патриарха прозвучала и обеспокоенность существующими нестроениями: «Считаю своим долгом сказать: сегодня ситуация не столь идеальна и безоблачна. Доминирование лишь одной церковно-национальной традиции, своего рода “национализация” Афона может привести к утрате Святой Горой ее уникальной объединяющей роли во Вселенском православии. Это обстоятельство вызывает нашу особую озабоченность в связи с тем, что в настоящее время единство православия серьезно испытывается на прочность. И в этой ситуации Святая гора Афон должна оказывать всемерное содействие укреплению единства Церкви Христовой», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Далее с приветствием от имени руководителя Администрации Президента РФ Сергея Собянина выступил полпред Президента в ЦФО Георгий Полтавченко. Заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска зачитала приветствие председателя Государственной Думы Бориса Грызлова.
От имени организаторов конференции ее участников приветствовал председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Свое выступление он посвятил «уникальной исторической роли» Афона в развитии православного богословия. Митрополит Филарет назвал также несколько наиболее известных имен, знаменующих «особую духовную связь Святой Руси и Афона на протяжении столетий»: это преподобные Максим Грек, Паисий Величковский, Силуан Афонский. В заключение своего небольшого доклада иерарх подчеркнул, что главная задача Святой Горы сегодня — «являть миру Истину Христову во всем многообразии ее воплощений», сохраняя духовное единство православия.
Представитель Вселенского Патриарха епископ Синопский Афинагор огласил приветствие Патриарха Варфоломея и сделал доклад об афонском монашестве, назвав Афон «кровью самого православия». Святогорские иноки на протяжении столетий являются образцом для православных монахов в других странах, отметил епископ Афинагор.
С докладом о русско-афонских духовных связях выступил настоятель Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем. Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия представляло собой подробное историческое исследование о состоянии монашества на Афоне в ХХ веке.
Главная идея доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла заключалась в необходимости сохранения многообразия монашеской жизни Афона, а также уникальности политического устроения Святой Горы и ее особого международного статуса. В этом, считает митрополит Кирилл, залог сохранения вселенского христианского универсализма Афона, распространения его «благотворного влияния на все народы».
В следующие три дня, со 2 по 4 октября, работа конференции была продолжена по секциям.
Центральным событием конференции стал круглый стол на тему «Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность», после которого игумен Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем и наместник Свято-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий отвечали на вопросы иноков Русской Православной Церкви. По признанию епископа Панкратия этот круглый стол стал своего рода монашеским съездом, в котором приняли участие настоятели, наместники и братия десятков российских монастырей.
В начале встречи епископ Панкратий рассказал, как он представляет себе идеальное устроение монастырской жизни. По мнению наместника «Северного Афона», каждая обитель должна найти для себя оптимальный монастырский устав. Так,  на Валааме сначала пытались строить жизнь в соответствии с древним уставом этого монастыря, однако вскоре поняли, что буквально исполнять его невозможно. Пришлось вносить некоторые изменения. Епископ Панкратий считает, что сейчас нет необходимости в создании унифицированного «типового» монастырского устава; свобода, данная каждому монастырю, в сочетании с уважением к древним уставам и творческим подходом, а также послушанием епархиальному архиерею, позволяет каждому монастырю устроить свою жизнь самостоятельно.
Епископ Панкратий говорил также о понимании роли игумена  в святогорской традиции. В  монастырях, основанных учениками Иосифа Исихаста, игумен живет общей со всеми жизнью, так же трудится, участвует в общей трапезе. От остальных иноков его должна отличать не внешняя власть, а больший духовный опыт и ответственность перед Богом за братию. В этих обителях поддерживается традиция общих встреч всех насельников с обсуждением проблем; игумен заботится о личном духовном возрастании и укреплении каждого послушника, не подавляя его волю. Для возрождения русских монастырей важно «перенять эстафету духа из монастырей Афона», сказал в завершение своего доклада епископ Панкратий.
Архимандрит Ефрем в своем выступлении говорил об «отеческом», а не «административном» призвании игумена, о роли старцев, которые должны являть своим духовным чадам «отеческий образ Христа», о необходимости послушания — но не превращающего монастырь в «военный лагерь».
Среди многочисленных вопросов, заданных игумену Ватопедского монастыря, был и вопрос о частоте причащения. Игумен Ефрем ответил, что нужно причащаться часто. Он не видит необходимости для монашествующих строго поститься три дня перед каждым причащением. «Жизнь монаха и так постническая», — поддержал коллегу епископ Панкратий, отметив, что как только на Валааме ввели практику частого причащения, «духовная жизнь обители стала налаживаться, монастырь стал преображаться на глазах».
Обращаясь к греческим собеседникам, епископ Саратовский и Вольский Лонгин объяснил, что «ситуация в России сильно отличается от греческой. Монастыри возрождаются всего в течение 15 лет, поэтому говорить о многих вещах, например, о выборности игумена, пока рано».
Обсуждался также вопрос о том, по каким критериям игумен должен принимать послушников в монастырь. Афонский игумен подчеркнул, что здесь надо быть чрезвычайно внимательными: «Главный критерий здесь — любовь к Богу, но сейчас так много душевных расстройств, которые сразу не увидишь...» Епископ Панкратий подтвердил, что преждевременное пострижение часто приводит к «катастрофической ошибке — человек оказывается духовно покалеченным». Он предложил расширить практику своеобразной монашеской «стажировки», отметив, что теперь за этим можно ехать не только на Афон, но и в русские монастыри, в частности на Валаам.
«Пятнадцать лет — конечно же, малый срок, — сказал в заключение игумен Ефрем, — но мы не должны быть сильно привязаны к прежним обычаям. Там, где возможны некоторые изменения к лучшему, надо иметь смелость делать это».

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008