№ 24(325) декабрь 2005 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Чем запомнился 2005 год

Пребывание мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в России

В последний день февраля 2005 года завершился семимесячный крестный ход по городам России и стран ближнего зарубежья святых мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 

Вначале предполагалось, что мощи после полугодового крестного хода по различным епархиям будут возвращены в Иерусалим к 13 февраля. Однако число желающих поклониться святыне было так велико, что программу пребывания мощей по многочисленным просьбам верующих продлили еще на две недели. За семь месяцев великая святыня посетила Россию, Белоруссию, Латвию, Литву, Киргизию, Казахстан, Азербайджан. Мощи преподобномучениц находились не только в кафедральных соборах, где им круглосуточно поклонялись тысячи людей. Малый ковчег с мощами постоянно вывозился в воинские части, места заключения, дома престарелых, детские дома, больницы, колонии для несовершеннолетних, монастыри и дальние приходы. Из областей, которые не смогли посетить святые мощи, приезжали сотни автобусов с паломниками. Встреча и проводы мощей в городах сопровождались многотысячными крестными ходами. За семь месяцев мощам преподобномучениц поклонились около 10 миллионов человек в 71 епархии на территории России и стран ближнего зарубежья.

То, что святые мощи великой княгини Елизаветы и инокини Варвары посетили нашу страну, имело большое объединяющее значение для сегодняшнего российского общества. Епископ Дмитровский Александр, викарий Святейшего Патриарха Алексия, высказал мнение, что пребывание мощей сделало для двух частей Русской Церкви больше, чем переговоры. А представитель Зарубежной Церкви епископ Бостонский Михаил, сопровождавший святыню и посетивший большинство регионов России, где побывали мощи, отметил: «Великую княгиню Елизавету не забыли, в сердцах русских она жива. Я увидел ту любовь, тот огонь, который существует в русском народе. Фактически нам был оказан всенародный прием». «Верующие Русской Православной Церкви надеются, что принесение мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары станет символом примирения русских людей в Отечестве и эмиграции», — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

 

60-летие Великой Победы

Святейший Патриарх назвал 60-летие Победы главным юбилеем 2005 года. «Знаменательно, что годовщину Великой Победы в нынешнем году, как и 60 лет тому назад, мы отмечали в дни Святой Пасхи Христовой», — отметил Алексий II.

Русская Православная Церковь не осталась в стороне от торжеств, посвященных юбилею Победы. Церковь вместе со всем народом отмечала праздник Победы, не разделяя людей по национальной или религиозной принадлежности. Однако юбилейные церковные мероприятия начались раньше государственных и были наполенны особым, молитвенным чувством. 6 мая, в день святого Георгия Победоносца, Патриарх Алексий совершил в храме-памятнике на Поклонной горе Литургию и панихиду с поминовением воинов, погибших на полях сражений. Панихида по почившим воинам была совершена и 8 мая — она прошла во всех православных храмах России. Заупокойные богослужения совершались особым пасхальным чином. Молитвенно вспоминая воинов Великой Отечественной войны, Церковь призывала всех ныне живущих быть достойными светлой памяти отцов и дедов, «живот свой за веру и Отечество положивших». К юбилею Победы Церковь учредила орден св. Димитрия Донского. Этими орденами,  памятными медалями и патриаршими грамотами были награждены все священнослужители и церковные труженики, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и трудились в тылу, а также действующие военачальники Вооруженных Сил РФ. Кроме того, в канун Победы в Москве были заложены и освящены храмы, которые, как подчеркнул Патриарх, «станут молитвенной памятью о тех, кто не вернулся с полей сражений, и символом нашего безграничного уважения к ветеранам».

 

15-летие интронизации Святейшего Патриарха Алексия

В июне торжественно отмечалось 15-летие интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

«Юбилей Патриарха — это и юбилей всей Церкви, так как жизнь ее неразрывно связана с жизнью Предстоятеля. Оценивая прошедшие годы, мы с благодарением Богу можем сказать: труды Святейшего Патриарха принесли плод сторицею. Все эти годы Патриарх являет пример самоотверженного служения. Нельзя сказать, что это время было безоблачным. Не все выдержали искушение свободой. Дважды в этот период мы стояли на пороге гражданской войны, тысячи наших соотечественников погибли от рук террористов, миллионы страдают от бедности. Но самая главная задача, с которой успешно справился Святейший Патриарх, — это возрождение не стен храмов, а душ миллионов людей, у которых некогда пытались отнять Бога», — отметил в приветственном адресе Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

В годы патриаршества Алексия II Церковь снова получила возможность осуществлять религиозно-образовательную и благотворительную деятельность, служение в больницах, домах престарелых, в армии и тюрьмах. Было образовано большое число новых епархий, восстановлены и построены тысячи храмов и монастырей, открыто более сотни духовных учебных заведений. За 15 лет Святейший Патриарх совершил более 120 пастырских поездок в епархии (в том числе самые отдаленные), свыше 70 архиерейских и 400 священнических хиротоний. Среди важнейших событий церковной жизни этих лет — прославление сонма Новомучеников и исповедников Российских, восстановление молитвенного общения с Русской Зарубежной Церковью, обретение мощей и возвращение в Россию  святынь, покинувших Россию в ХХ веке.

В июне 2004 года Владимир Путин наградил Патриарха орденом «За заслуги перед Отечеством» (I степени), отметив его роль в возрождении духовности и укреплении страны. Поздравляя Патриарха с 15-летием интронизации, Владимир Путин отметил: «Ваше многолетнее патриаршее служение — важный этап в жизни Русской Православной Церкви, всего нашего общества — этап обращения к высоким духовным ценностям и возрождения веры в сердцах миллионов людей».

 

Посещение Владимиром Путиным Святой Горы Афон

9 сентября Президент России Владимир Путин совершил первое паломничество на Афон. Владимир Путин побывал в административном центре Афона Карее, посетил священный кинот  — орган управления Афоном. Обращаясь к членам кинота, В.Путин подчеркнул особую духовную связь России с Грецией, в частности с Афоном. «В России со 145-миллионным населением подавляющее большинство — это христиане. Поэтому для нас возрождение России неразрывно связано прежде всего с духовным возрождением», — отметил он. Президент России посетил также русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона, осмотрел главный соборный храм и присутствовал на службе. Владимир Путин поддержал программы развития Свято-Пантелеимонова монастыря.

 

Празднование 625-летия Куликовской битвы 

Официальное открытие торжеств состоялось 18 июля в Троице-Сергиевой лавре, где святой благоверный князь Димитрий получил благословение перед сражением. А затем мероприятия, посвященные юбилею величайшей битвы русского воинства — как дань уважения потомков ратному подвигу и как признание важности этого события для становления российской государственности, проходили по всей России.

Особо стоит сказать о Первосвятительских визитах Святейшего Патриарха. 28 июля он побывал в Серпухове, где празднование в честь юбилейной даты было приурочено ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, и небесного покровителя города — князя Владимира Андреевича Храброго, который возглавлял серпуховской засадный полк, предрешивший исход Куликовского сражения. А 8 сентября Алексий II возглавил торжества в Коломне, где русские воины собирались на Куликовскую битву и испрашивали Божие благословение перед сражением.

Летом в рамках юбилейной программы был проведен и ряд молодежных мероприятий патриотической направленности. По благословению Патриарха Алексия состоялся велопробег по маршруту Санкт-Петербург — Куликово поле. По местам ратной славы прошли воспитанники воскресных школ епархий Центрального федерального округа.

Основное действие проходило 21 сентября — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы — в Тульской области. Праздничную Литургию в храме-памятнике преподобному Сергию Радонежскому на Красном холме провел Патриарх Алексий II. Затем представительная делегация направилась в село Монастырщина, где погребены в братской могиле русские воины, павшие во время сражения. В заключение торжеств Предстоятель Русской Православной Церкви благословил посадку дубравы в память о героях тех дней. В Москве же центром торжеств в этот день стал храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, где с XIV века покоятся мощи героев Куликовской битвы — святых иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби.

В завершение юбилейных торжеств в октябре в Москве прошел церковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», который дал оценку исторической роли Куликовской битвы в становлении российской государственности и подчеркнул особую роль Церкви в патриотическом воспитании общества на примере героического прошлого страны.

 

320 лет Московской духовной академии

14 октября в Московской духовной академии проходили торжества, посвященные 320-летию основания Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в России, из которого впоследствии вышли Московская духовная академия и Московский государственный университет. Этот юбилей имеет высокую церковно-общественную значимость, поскольку позволяет раскрыть тот вклад, который внесла Русская Православная Церковь в создание в России высшего образования, и напоминает о христианских истоках российской высшей школы. Именно поэтому торжества в Московской духовной академии носили статус патриарших.

В Московской духовной академии, как отметил Патриарх Алексий, происходит «формирование основы российской богословской науки. Академия взрастила целый сонм не только архиереев, настоятелей монастырей — подлинных носителей духа монашества, знаменитых пастырей, — но и церковных ученых, известных профессоров, подвижников богословской науки».

Юбилей еще раз показал, что Московская духовная академия является национальным научным и культурным достоянием России, внося неоценимый вклад в развитие российской науки и образования. Во все времена МДА оставалась верной своему призванию — служить делу нравственного воспитания и духовного просвещения в нашем Отечестве. В настоящее время академия — центральное богословское учебное заведение, готовящее преподавательские, научные, исследовательские и административные кадры для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви. Деятельность выпускников академии неизменно переплетается с судьбой нашей страны. Священники из числа ее воспитанников служат по всей России.

 

Церковь и гражданское общество: формирование Общественной палаты

В 2005 году в России была сформирована Общественная палата, которая должна стать площадкой для широкого и конструктивного диалога власти с гражданским обществом. Среди тех, кто вошел в состав Общественной палаты, есть два представителя Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (он оказался в первой трети членов палаты, избранной лично Президентом В.В. Путиным) и епископ Саратовский и Вольский Лонгин. 

По сути, Общественная палата — это тот инструмент, который, имея совещательные функции, должен быть способен при этом повлиять на принятие ключевых решений исполнительной и законодательной властей. Главная задача палаты заключается в том, чтобы осуществлять экспертизу законопроектов и правовых актов с гражданской позиции, с точки зрения их соответствия общественным запросам. Нет сомнения в том, что участие таких авторитетных духовных лиц, как митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Саратовский и  Вольский Лонгин, способно сделать палату не только консультативным органом, но и живым голосом общественности, в том числе и по морально-нравственным вопросам.

Комментируя свое избрание, епископ Лонгин отметил, что широкое представительство различных общественных слоев в палате не будет препятствовать выработке единой позиции по тем или иным социальным вопросам. Напротив, это «не что иное, как попытка создать эффективно действующую общественную модель». Епископ Лонгин убежден, что Общественная палата должна, прежде всего, давать оценку социальных реформ, таких как монетизация льгот. По мнению иерарха, «Общественная палата созывается для того, чтобы решать проблемы жизни людей, а не мировоззренческие вопросы. Компромиссы здесь не просто возможны, а необходимы для достижения главной цели нашей общей работы на благо тех, кто живет в России».

 

День народного единства

4 ноября мы впервые отметили новый государственный праздник — День народного единства, учреждение которого получило высокую оценку религиозных лидеров России. Для православных духовное значение праздника очевидно: это молитвенное почитание Казанской иконы Божией Матери как заступницы и хранительницы России. Историческая основа церковного — и теперь уже государственного — празднования — это создание ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое стало одним из самых ярких примеров проявления гражданской солидарности, позволившей отстоять независимость нашей Родины. Новый праздник  призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, — единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Однако нужно признать, что на деле День народного единства пока еще далек от того, чтобы стать праздником, который объединял бы граждан России общим пониманием исторического смысла празднования и осознанием современного «звучания» этой даты. Очевидно, что еще не сложились специфические, присущие этому празднику, ритуалы. Предстоит большая работа, чтобы этот праздник стал действительно народным.

В нынешнем году основным событием Дня народного единства стало участие Святейшего Патриарха в праздничных мероприятиях в Нижнем Новгороде, который был центром торжеств.

 

300-летие православия на Камчатке

«300-летие православия на Камчатке — это знаменательное событие в истории Русской Православной Церкви и России, — отметил Святейший Патриарх. — В то время, когда путь от центра России до полуострова занимал более полугода, православные миссионеры осваивали этот край. Они не принуждали ительменов, алеутов, коряков и камчадалов к принятию христианства, но, осваивая Сибирь, Дальний Восток, Камчатку, Курилы, разделяли с местными жителями и горе и радости. Славный 300-летний юбилей начала проповеди христианства на Камчатке послужит новым мощным побудительным импульсом к тому, чтобы еще успешнее развивалась духовная жизнь Камчатского края».

Основные торжества проходили 10—17 октября, в дни празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Собор архиереев доставил на Камчатку ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Камчатки, Аляски и восточных областей Российского государства. Прибывшие на Камчатку иерархи возглавили богослужения в построенной первопроходцами Камчатки Успенской церкви Нижнекамчатского острога, Покровском храме Усть-Камчатска, строящемся Троицком кафедральном соборе Петропавловска-Камчатского, часовнях в честь Архангела Михаила, Святых Архангелов и Ангелов, великомученика Георгия Победоносца. Состоялись крестный ход по столице Камчатки и освящение памятника небесным покровителям города — первоверховным апостолам Петру и Павлу. 300-летию православия на Камчатке были посвящены научные доклады, представленные на IV Международных исторических и Свято-Иннокентьевских чтениях.

 

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008