№ 23(324) декабрь 2005 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Всемирный день борьбы со СПИДом

Всемирный день борьбы со СПИДом, который проводится 1 декабря, Русская Православная Церковь отмечала в этом году вместе с государственными и общественными организациями, занимающимися проблемами ВИЧ/СПИДа. Молебны о здравии ВИЧ-инфицированных служили в этот день в 84 храмах России, Украины, Белоруссии. В московском храме великомученицы Екатерины на Всполье — подворье Американской Православной Церкви — после молебна прошел круглый стол с участием представителей Церкви, Агентства по международному развитию (США), Мосгордумы и общественных организаций.

Председатель комиссии по здравоохранению Московской городской думы Людмила Стебенкова сообщила в своем выступлении на круглом столе, что в Москве 28 тысяч официально зарегистрированных носителей вируса; каждый год ВИЧ заражаются около 3,5 тысяч человек, а это значит, что в день вирус получают в среднем 8 москвичей.

Почему эпидемия развивается так стремительно, и что специалисты могут ей противопоставить? «Блуд является причиной распространения ВИЧ-инфекции, — заявила Л.Стебенкова. — Никакая пропаганда контрацептивов не может быть оправданием этого греха. Так называемого “безопасного секса” не существует. Я, как человек, ходящий в Церковь, понимаю, что здоровый брак — лучшая защита от ВИЧ. Поэтому мы пишем на наших плакатах, что безопасность — это любовь и верность». Депутат утверждает, что здоровая семья — единственная защита от СПИДа.

Действительно, динамика распространения инфекции такова, что все большее число заразившихся получают ВИЧ половым путем, причем все чаще пациентами оказываются женщины. Накануне всеобщего дня борьбы со СПИДом руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик РАМН Вадим Покровский сказал на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс», что есть лишь один гарантированный способ уберечься от СПИДа, «и он сформулирован всеми христианскими конфессиями: никакого добрачного секса, жить половой жизнью только со своим супругом».

Церковь играет далеко не последнюю роль в профилактике распространения этого заболевания. Это подтвердил и директор Агентства по международному развитию США Терри Майерс, который отметил, что «Церковь может вносить большой вклад в профилактику распространения ВИЧ и реабилитацию больных СПИДом». А депутат Мосгордумы Л.Стебенкова в беседе с корреспондентом «ЦВ» подчеркнула: «Мы пропагандируем одни ценности, поэтому мы союзники».

О том, чем именно Церковь может помочь и ВИЧ-инфицированным, и «группе риска» — молодежи, говорили настоятель храма св. великомученицы Екатерины на Всполье архимандрит Закхей (Вуд), руководитель Душепопечительского центра во имя святого Иоанна Кронштадтского иеромонах Анатолий (Берестов) и руководитель «Круглого стола по религиозному образованию и диаконии» при Отделе внешних церковных связей Маргарита Нелюбова. Представляя участникам круглого стола «Концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом», М.Нелюбова подчеркнула, что, несмотря на широкий спектр профилактических и реабилитационных методов борьбы с ВИЧ/СПИДом, которые разработала Церковь, главное — это молитвенная поддержка. Молебны служатся не только в памятные даты — 1 декабря и третье воскресенье мая, но проходят регулярно, каждое последнее воскресенье месяца.

К мнению М.Нелюбовой присоединился и архимандрит Закхей. «Мы должны показать, что готовы сопереживать этим людям, — сказал представитель Американской Православной Церкви. — Главная наша забота — молитвенная, моральная и нравственная поддержка». На вопрос, почему именно ВИЧ/СПИД требует такого пристального внимания со стороны общества и Церкви и почему такие ожесточенные дискуссии не ведутся вокруг, например, рака или туберкулеза, архимандрит Закхей ответил: «Люди, иногда даже церковные, смотрят на больных ВИЧ как на отверженных. Другие болезни не связаны с такой дискриминацией. Мы должны знать, что Бог — это Бог всех людей. Эта болезнь может коснуться любого православного прихода. Я как православный пастырь принимаю любого человека с любовью и с радостью. Если ко мне придет ВИЧ-ифицированный, я буду рад, что человек отнесся к Церкви и ко мне лично с доверием. Мы готовы принимать всех».

Иеромонах Анатолий (Берестов) поделился своим опытом работы с ВИЧ-инфицированными в условиях реабилитационного центра для бывших наркоманов. Впервые иеромонах Анатолий столкнулся с проблемой ВИЧ в 1996 году. Из четырех тысяч его подопечных, прошедших через Центр во имя св. Иоанна Кронштадтского за эти годы, 200 были ВИЧ-инфицированными. «Сначала мы делали для них отдельную программу, — рассказал о. Анатолий, — но потом поняли, что это не нужно. У нас нет дискриминации, все причащаются из одной Чаши». Иеромонах Анатолий считает, что ВИЧ-инфекция — это болезнь, которая имеет нравственные корни, а «активное отношение Церкви к больным способно не только продлевать жизнь, но и исцелять».

Между тем дискриминация или, как ее называют применительно к ВИЧ, «стигматизация» носителей вируса — едва ли не самое страшное, с чем сталкиваются ВИЧ-инфицированные. Получив страшный диагноз, человек не только оказывается перед лицом смертельного заболевания, но и вынужден скрывать от всех, чем вызвано его тяжелейшее психологическое состояние, чтобы не стать изгоем. По данным, распространенным накануне Международного дня борьбы со СПИДом Всероссийским центром изучения общественного мнения, три четверти россиян воспринимают как совершенно неприемлемую перспективу покупать продукты у ВИЧ-инфицированного продавца или пользоваться посудой, из которой когда-либо ел носитель этого вируса. Поэтому, например, программа социальной рекламы, разработанная комиссией по здравоохранению Московской городской думы, рассчитана не только на пропагандирование семейных ценностей, верности и воздержания, но и на искоренение связанных с болезнью мифов и предрассудков, которые пестуют молодежные журналы, а также на воспитание у подростков толерантного отношения в ВИЧ-инфицированным.

Сами ВИЧ-инфицированные ищут поддержки в Церкви, но не всегда знают, где эту поддержку искать. В храме Святой Троицы в Хорошево священник Владимир Шмалий служит молебны о здравии ВИЧ-инфицированных каждый месяц. Иногда его просят прийти на встречу с членами клуба взаимопомощи ВИЧ-инфицированных «Позитив». Отец Владимир не стал переносить молебен на 1 декабря, а провел его, как обычно, в последнее воскресенье месяца — 27 ноября. После молебна, по сложившейся на этом приходе традиции, состоялось общее чаепитие, во время которого священник Владимир Шмалий беседовал с пришедшими на молебен.

Василий — один из тех, кто регулярно приходит на молебны, говорит: «Это такое счастье, что мы можем прийти сюда. Нас ведь считают изгоями. А многие из нас крещеные и хотят, чтобы за них помолились. Если бы не было святых и просто верующих, как бы мы вообще жили?» Он рассказал, что врач, которая его наблюдает, постоянно удивляется его оптимизму и считает, что этот оптимизм сильно выделяет Василия среди других пациентов. Истоки своего позитивного отношения к миру, к себе и к своей болезни Василий видит в том, что он нашел путь в Церковь, а в Церкви его встретили такие люди, как отец Владимир.

Девушка Катя тоже каждый месяц с нетерпением ждет очередного молебна, потому что именно вера помогает ей противостоять болезни, не скатываться в депрессию и не говорить о своем диагнозе родителям, чтобы, как она считает, «не перекладывать на них ответственность». «Я верю в силу молитвы, — говорит Катя. — Хорошо, что теперь у меня в жизни такие ориентиры».

Сегодня в мире зарегистрировано около 40 миллионов ВИЧ-инфицированных. С момента начала эпидемии умерло от СПИДа более 20 миллионов человек. Ежедневно от этой болезни умирают 15 тысяч человек. В России официально зарегистрировано более 300 тысяч носителей вируса иммунодефицита человека, но, по оценкам Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, реальное количество ВИЧ-инфицированных в России составляет от одного до полутора миллионов человек.

 

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008