№ 11 (312) июнь 2005 / Церковь и общество

Следующая статья...»

Пресс-служба Московской Патриархии открывает интернет-сайт

В начале 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия создана пресс-служба Московской Патриархии, задачей которой является содействие всестороннему освещению церковной жизни в церковных и светских СМИ, организация оперативного информационного обмена с синодальными отделами Русской Православной Церкви, общественными организациями и органами власти, осуществляющими контакты с Церковью. На вопросы ЦВ отвечает руководитель пресс-службы священник Владимир Вигилянский.

— Отец Владимир, прежде всего, примите поздравления сотрудников редакции «Церковного вестника» с открытием сайта пресс-службы Московской Патриархии. Мы со вниманием следим за развитием этого проекта и надеемся, что ваш сайт станет одним из ключевых информационных ресурсов в православном интернете.  Поясните, с чем связано приоритетное внимание к интернету? Почему именно сайт стал первым проектом пресс-службы Московской Патриархии?

— Мы придаем огромное значение интернету потому, что в последние пять лет православные ресурсы всемирной сети сыграли выдающуюся роль в создании адекватного присутствия Церкви в российском информационном поле. Ни для кого не секрет, что до 2000 года на этом поле голос Церкви почти не присутствовал, а если и звучал, то в искаженном виде. До 2000 года все информационные войны против Православной Церкви нами были проиграны. Мы все были свидетелями того, как светские печатные СМИ с успехом осуществляли информационную блокаду в отношении правдивой религиозной информации. Недоброжелатели из журналистского цеха безнаказанно клеветали, рассказывали небылицы о священнослужителях, скрывали общественно значимые церковные события. Сейчас именно благодаря интернету это уже невозможно.

— Многие журналисты привыкли получать официальные церковные новости с сайта Службы коммуникации ОВЦС, а хронику патриаршего служения — с сайта «Седмица.ru». С какой целью формируется новый официальный информационный ресурс Русской Православной Церкви? Чем вы стремитесь заинтересовать читателей, привыкших пользоваться другими ресурсами?

— Сайты Службы коммуникации ОВЦС и «Православной энциклопедии» благородно взяли на себя то, что отсутствовало непосредственно в канцелярии Святейшего Патриарха и в Управлении делами Московской Патриархии. Задачи, которые стоят перед синодальными отделами, отличаются от тех целей, которые стоят перед Канцелярией и Управлением делами. Приумножение разносторонних связей Церкви и общества, Церкви и государства, стремление объединить усилия многих синодальных отделов и епархий создали условия для появления Пресс-службы Московской Патриархии и рождения официального портала.

— Как вы видите дальнейшее развитие сайта «Патриархия.ru»?

— Работа над проектом «Патриархия.ru» предусматривает поэтапное, в течение года, открытие нескольких объемных по своему содержанию направлений: «Новости», «Церковный календарь», «Русская Православная Церковь», «Вера», «Патриарх» и др. Наша задача — дать возможность пользователю интернета найти на нашем портале ответ на любой вопрос, связанный с Церковью. Помимо собственной информации, мы будем опираться на достигнутые успехи многочисленных церковных интернет-сайтов, куда системой ссылок и гиперссылок мы будем отправлять пользователя для получения нужной ему информации. Осенью 2005 года мы планируем снабдить портал «Патриархия.ru» современной поисковой системой, которая свяжет между собой все сколько-нибудь значимые православные ресурсы.

— Много лет идут дискуссии о том, может ли интернет быть инструментом миссии, и если да, то как сделать эту миссию эффективной. Стоят ли перед сайтом «Патриархия.ru» миссионерские задачи? Что в опыте — как положительном, так и отрицательном — представляется вам наиболее важным?

— Любая церковная журналистика одной из главных задач ставит перед собой задачу миссии. Сейчас это особенно важно, когда журналистика в глазах общественного мнения теряет уважение. Люди соскучились по правдивой, непредвзятой информации. В этом смысле у православного журналиста открыты большие возможности. Любое событие общественной, политической, частной жизни может быть осмыслено в свете Божией правды. Единственно, что меня печалит, это то, что даже в среде православных журналистов существуют разделения, ненужные противоборства, даже вражда. Неужели святые цели, которые стоят перед Русской Православной Церковью, не могут объединить православных людей, причащающихся из одной чаши?

Если говорить об «отрицательном» аспекте миссии, то, несомненно, в задачи портала входит в том числе и противостояние нападкам на Церковь, адекватный ответ на размещение недобросовестной или заведомо ложной информации по церковной тематике. Кроме того, портал «Патриархия.ru» будет предоставлять возможность ведущим светским и церковным специалистам-сектоведам и религиоведам высказываться по проблеме активной деятельности сект и псевдорелигиозных организаций.

— Не секрет, что интернет является основным справочным ресурсом для журналистов, в том числе пишущих о религии. Насколько адекватно интернет отражает жизнь религиозных общин, и прежде всего — Русской Православной Церкви, чтобы служить надежным источником информации?

— Даже активные пользователи интернета не знают о том богатстве, которое уже сейчас существует во всемирной сети. Из трех тысяч православных сайтов несколько сотен содержат в себе огромную информацию в самых разных областях богословия, истории, церковной культуры. Одна из задач, которая стоит перед нами, как я уже говорил, объединить эти ресурсы.

— Расскажите подробнее о пресс-службе Московской Патриархии: какие задачи вы решаете, кто работает вместе с вами?

— Создание портала «Патриархия.ru» — только первый шаг работы Пресс-службы. За ним последует, если Господь благословит, реализация других идей: теле- и радиопроекты, создание газеты и многое другое.

В Пресс-службе работают опытные и компетентные церковные журналисты с серьезным светским и богословским образованием, многие из них специализируются именно на интернет-журналистике. Среди пишущих для портала «Патриархия.ru» довольно много молодых авторов — студентов и преподавателей духовных учебных заведений и светских вузов. Хотелось бы надеяться, что, привлекая молодежь к сотрудничеству, мы сможем и таким образом внести свой скромный вклад в формирование и укрепление традиций церковной журналистики.

— Как будут разграничены функции со Службой коммуникации ОВЦС, которая до последнего времени выполняла многие обязанности церковной пресс-службы, например такие, как аккредитация и сопровождение журналистов на крупные церковные торжества и мероприятия? 

    Работники Службы коммуникации ОВЦС — для нас учителя. Мы пока чувствуем себя на их фоне нерадивыми учениками. Их опыт неоценим, будем учиться у наших собратьев. Я думаю, что сама жизнь разграничит наши функции. Пока же мы помогаем друг другу, делить-то нам нечего.

Следующая статья...»

№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 5(378) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 20 (393) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008




№ 17(390) сентябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 12(385) июнь 2008





№ 11(384) июнь 2008





 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник», 2002-2008